Презентация по обществознанию на тему Рыночные отношения в экономике (11 класс)


Экономика Рыночные отношения Рынок Совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услугОсновные законы рынка:- закон спроса- закон предложения Спрос Спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Величина спроса – количество товаров, купленное по некоторой цене за определенной период времени Закон спроса Величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены товара D (demand) – спросР (price) – цена товараQ (quantity) – количество Факторы спроса Цена товараЦены на сопряженные товарыДоходы населенияПотребительские предпочтенияЧисло покупателейОпасения повышения цены Предложение Предложение – желание производителя произвести и продать товар по конкретной цене за определенный период времениВеличина предложения – количество товара, которое может быть продано по конкретной цене в определенный период времени Закон предложения Величина предложения возрастает с увеличением цены и падает при ее снижении S (supply) – предложениеР (price) – цена товараQ (quantity) – количество Факторы предложения Цены на ресурсыНалоги и дотацииЦены на другие товарыТехнология производстваЧисло продавцов на рынкеОжидания изменения цены Равновесная цена Цена, при которой величина спроса равна его предложению Функции рынка Посредническая Ценообразования ИнформационнаяРегулирующаяСанирующая Виды рынков По объектам: товаров и услуг, рабочей силы, инвестиций, ценных бумаг, иностранных валют, информации, инновацийПо пространству: местный, национальный, региональный, мировойПо отношению к закону: легальный, нелегальный (теневой, чёрный)По типу конкуренции: свободной (чистой) конкуренции, несовершенной конкуренции Конкуренция соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров (фирмы, люди, страны)Стратегии конкурентной борьбы:- "силовая" ("дешево, но прилично")- "нишевая" ("дорого, но очень качественно")- "соединяющая" ("индивидуально")- " пионерная" ("лучше и дешевле") Функции конкуренции Ограничивает возможность возникновения монополийСоздает возможность выбора для потребителейЗаставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановкиСпособствует внедрению достижений НТП в производство, улучшению качества продукции Типы конкуренции Совершенная (полиполия: полная экономическая свобода, множественность участников, открытая информация)Несовершенная:- монополия- олигополия- монополистическая конкуренция- монопсония Рынок Характеристика Чистой (свободной конкуренции) Множество мелких фирм, предлагающих однородную продукциюПродукт однородныйНет барьеров для входа на рынок новых фирмЦена рыночная Рынок Характеристика Чистой монополии Отрасль, состоящая из одной фирмыТовара уникаленДля вступления других фирм на рынок существуют значительные барьерыМонополист диктует цену Рынок Характеристика Монополис-тической конкурен-ции Много фирмПродукты схожиеБарьеры легко преодолимыЦена отличается незначительно Рынок Характеристика Олигополия Существование на рынке малого количества продавцов (2-5)Продукция чаще всего однороднаяВступление на рынок затрудненоВзаимозависимость фирм в принятии решения о ценах Инфраструктура рынка Биржи – регулярно функционирующий оптовый рынок, где заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара (товарно-сырьевая, фондовая, труда, валютная и др.) Институты, связывающие рынки в единое целое (транспортная сеть, коммуникации, информационные сети, страховые компании) «+» рынкаСпособствует эффективному распределению ресурсовСтимулирует НТПГибкость и адаптивность производства к изменяющимся условиямСвобода выбора потребителей и производителейПовышение качества товаров и услугБездефицитность, удовлетворение разнообразных потребностей «-» рынкаЗначительная дифференциация доходовМонополизация экономикиНе вкладываются средства в фундаментальные научные исследованияНе стимулирует заботу об экологии, осуществляет нерациональное использование природных ресурсовНе способствует развитию образования, культурыСпособствует циклическому развитию экономики На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара) P S1 S QЭто перемещение может быть связано в первую очередь с:1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот2) снижением цен на топливо и удобрения3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий4) ожиданиями низкого урожая зерна На рисунке отражена ситуация на рынке мобильных телефонов – линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р - цена товара, Q - объем спроса товара). D D1 Это перемещение может быть связано в первую очередь с1) уменьшением количества салонов продажи мобильных телефонов2) закрытием ряда заводов-производителей средств связи3) увеличением налогов на продавцов мобильных телефонов4) увеличением доходов потребителей На рисунке отражена ситуация на рынке производителей автомобилей - линия предложения SS переместилась в новое положение (Р - цена товара, Q - объем предложения товара) P S S1 Q1) увеличением доходов потребителей2) сокращением количества потребителей 3) снижением цен на комплектующие детали автомобилей4) закрытием ряда автомобильных заводов