Презентация для педагогов: Девиантное поведение у детей дошкольного возраста


Девиантное поведение у детей дошкольного возрастаСИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением. Что такое девиантность? Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм. Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе. Причины аномального поведения ребенкаПричины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды. Медико-биологические причиныДанная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:врожденные;наследственные;приобретенные причины. Социальные причиныВ первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы:Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках.В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально. Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);чрезмерная строгость и требовательность к малышу;эмоциональное отвержение;гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста. Педагогические причины Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка. Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения. В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении. Психологические причины У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть. Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы. В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения. Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.Вырабатывание навыков адекватного поведения.Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм. Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:коммуникативные и подвижные игры;разыгрывание «трудных ситуаций»;ритмические игры со словами;музицирование и танцы;чтение и обсуждение сказок. Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих. Что нужно помнить?Будьте последовательны и логичны в своих действиях. Учитывайте интересы детей. В воспитании обязательна поддержка и участие.К воспитательным воздействиям подходите с учетом возрастных и индивидуальных характеристик.Устанавливая правила, сами не забывайте об их выполнении.Уважайте детей, цените их «Я».Признайте уникальность детей, разрешите им быть самими собой.Демонстрируйте свою любовь. Дети должны знать, чувствовать, ощущать свою нужность.Давайте детям высказать свои суждения, мысли. Создайте атмосферу доверия, где можно задать любой вопрос и получить ответ.Разговаривайте с детьми. Дайте понять суть ограничений и запретов.Спрашивайте о детских переживаниях. Рассказывайте о своих. Что следует забыть?Десять «не» в воспитательном процессе:Не унижайте.Не вымещайте злость и обиды на детях.Не спешите наказывать. Используйте все возможные другие методы. Убедитесь, что задание подходит возрасту и развитию.Не ставьте ультиматумы. Договаривайтесь, объясняйте свою позицию.Не сравнивайте с другими.Не критикуйте на людях.Не бойтесь строгости, но будьте справедливы.Не занимайтесь воспитательными воздействиями в плохом настроении.Не забывайте хвалить.Не стесняйтесь признавать неправоту своих действий. Спасибо за внимание!