Методические рекомендации по составлению программ ДО


Методические рекомендации к реализации, разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных программ Требования предъявляемые к разработке дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 31.12.2014, с изм.от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Общеразвивающие программы - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-­педагогических условий и форм аттестации Формирование компетенций - личностные (самоопределение, нравственно-этическая ориентация),- регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)- познавательные (обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем),- коммуникативные (планирование сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации) Дополнительные общеразвивающие программы не опираются на федеральные государственные требования, содержание образования,сроки обучения в них определены разработчиками (педагогами) и утверждены организацией дополнительного образования. Структура дополнительной общеразвивающей программы: Титульный листПояснительную запискуГодовой учебный планСодержание программыМетодическое обеспечение и условия реализации программыСистему контроля и зачётные требованияЛитературуПриложения Титульный лист учредитель образовательной организации;наименование образовательной организации;название программы;срок её реализации;населенный пункт, в котором находится образовательная организация;год составления Программы.сведения о принятии программы на педагогическом совете и утверждении её директором;сведения о разработчиках и рецензентах программы. Пояснительная записка направленность дополнительной образовательной программы;новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;цель и задачи дополнительной образовательной программы;отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)формы и режим занятий;ожидаемые результаты и способы их проверки;формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.) «ЦЕЛЬ»- это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Целью и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы. ПРИМЕР перечня существительных для формулирования цели: создание, развитие, обеспечение,приобщение, профилактика,укрепление, взаимодействие, формирование и др. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.Формирование общей культуры личности, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.Профилактика асоциального поведения. «ЗАДАЧА» - это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Задачи должны соответствовать цели и быть- Обучающими, то есть отвечать на вопрос что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу; - Развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; - Воспитательными, то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели.Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение.Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной дополнительной образовательной программы.Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках или глагольной, или существительной формы. ПРИМЕР перечня ГЛАГОЛОВ для формулирования задач: познакомить, обучить, способствовать, сформировать, обеспечить, развивать, приобщать, предоставить возможность,поддержать, воспитывать, расширить, углубить и т.д.ПРИМЕР перечня СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ для формулирования задач: обучение, знакомство, формирование, обеспечение, развитие, приобщение, предоставление возможности, поддержка, воспитание, расширение, углубление и т.д. Учебный план (план-график распределения учебных часов) Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.Если образовательная программа составлена более чем на один год обучения, то УТП составляется на каждый год. В этом случае УТП должен отражать особенности каждого года обучения.Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий в неделю.Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практические занятия должны преобладать над теоретическими №№п/п Разделы спортивной подготовки Этапы и годы спортивной подготовки СОГ СОГ СОГ 1 года 2 года 3 года 1. Теоретическая подготовка 39 35 31 2. О Ф П: общая физическая подготовка 87 77 70 3. Техника обучающая 40 45 50 4. Тактика индивидуальноговзаимодействия 24 30 35 5. Учебные и тренировочные игры 90 90 90 6. Врачебно – нормативный контроль 20 17 14 7. Восстановительные мероприятия 12 18 22 8. ИТОГО: 312 312 312 Содержание образовательной программы Содержание образовательной программы раскрывается через краткое описание тем. Раздел тесно связан с учебно-тематическим планом. Раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в УТП. Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Изложение материалов ведется в именительном падеже. Количество часов в этом разделе программы НЕ указывается. В содержании программы указывается:телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досугово-массовых мероприятий и др.; в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Раздел может включать описание:Форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.)Приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса,Форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы и др. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы может быть представлено в виде таблицы Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Ожидаемый должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать». ПРИМЕРЫ формулировок:К концу первого (второго...) года обучения ребёнок будет:знать…уметь…воспитать морально-волевые и нравственные качества..развить потребность к самообразованию…сформировать активную жизненную позицию…развить творческие способности…воспитать уважение к нормам коллективной жизни…овладеет понятиями…получит навыки…расширит представления…будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества…сформирована активная жизненная позиция…будут развиты творческие способности…будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни. Способы определения результативности Для отслеживания результативности образовательного процесса могут использоваться следующие виды контроля:Начальный контроль (сентябрь);Текущий контроль (в течение всего учебного года);Промежуточный контроль (январь);Итоговый контроль (май). Увидеть результаты достижений каждого ребёнка поможет: педагогическое НАБЛЮДЕНИЕ, МОНИТОРИНГ, АНАЛИЗ результатов анкетирования, тестирования, участия обучающихся в концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях, АНАЛИЗ результатов зачётов, взаимозачётов, опросов, активности обучающихся на открытых занятиях, защиты проектов, выполнения диагностических заданий и задач поискового характера и др. Формы подведения итогов реализации образовательной программы Формы подведения итогов реализации образовательной программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности педагогом, родителями и др.. НАПРИМЕР: формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть: выставка,соревнование, открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.), КПН и др. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Списки литературы могут предназначаться для разных категорий участников образовательного процесса: для обучающихся, родителей, коллег. В дополнительной образовательной программе можно представить список литературы: используемой педагогом при обучении,используемой при написании образовательной программы. Рекомендовано представлять список литературы, состоящий из двух разделов:списка литературы, использованной педагогом в своей работе, списка литературы для обучающихся. При написании списка литературы рекомендуется использовать общую схему описания изданий: фамилию, имя, отчество автора (авторов), наименование авторского коллектива, название, сведения о месте издания, издательстве,годе издания, сведения об объеме документа (количестве страниц). Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. Приложения к программе примеры занятий (сценарии), раскрывается схема организации воспитательной работы, прописываются детали аттестационных испытаний (программа аттестации учащихся). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 Спасибо за внимание!