Опыт работы развитие логического мышления младших школьников средствами деятельностного подхода в обучении


ФЕДОРЕНКО НАДЕЖДА ГЕОРГИЕВНА учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Невинномысска Стаж работы – 23 года Категория – высшая Социальная среда- учащиеся 1-4 классов С введением ФГОС главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: Личностные; Регулятивные; Познавательные; Коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные учебные действия включают: Общеучебные;Логические; Постановку и решение проблемы. Логическим универсальные действия:— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;— подведение под понятие, выведение следствий;— установление причинно-следственных связей;— построение логической цепи рассуждений;— доказательство;— выдвижение гипотез и их обоснование. Методическая проблема: формирование и развитие логического мышления обучающихся в начальной школе средствами деятельстного подхода в условиях нового государственного стандарта Актуальность опыта:необходимо проводить целенаправленную работу по их обучению основным приёмам мыслительных действий. Цель работы: решение проблемы активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания у детей самостоятельности и активности как черт личности, формирование стремления и привычки к трудовому усилию, настойчивости в определении сложностей. Главная задача-развитие логики мышления, которая позволит учащимся строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать вывод, обосновывая свои суждения, и, в конечном счёте, самостоятельно приобретать знания. «Развитие логического мышления младших школьников средствами деятельностного подхода в обучении» Идея деятельностного подхода учебного процесса состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. «Прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними…Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями»В.А. Сухомлинский «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».Иоган Генрих Песталоцци Структура урока в технологии деятельностного подхода1. Организационный моментвключение детей в деятельность;выделение содержательной области.2. Постановка учебной задачиактуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);создание проблемной ситуации;выявление и фиксирование в громкой речи. 3. «Открытие» детьми новогоорганизация самостоятельной исследовательской деятельности;выведение алгоритма. 4. Первичное закрепление выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.5. Самоанализ и самоконтроль. 6. Итог урока. Рефлексия. Возможности постановки учебной проблемы на уроке:создание проблемной ситуации;подводящий к теме диалог;сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема. Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных»Пог…ворил, пок…зался, ст…рик.П…льто, к…мыш, кр…стьянин.П…слышался, з…валинка, п…дкрался.Разбит… (дерево), блестящ… (рыба), ранн… (утро).К черёмух…, о мор…, в памят…Вставить пропущенные буквы.Объяснить. Учебная проблема поставлена и начинается 2-ой этап урока – поиск решения. Рекомендации к проведению этапа:Педагогу следует позаботиться о том, чтобы сначала проверялись ошибочные гипотезы.Нежелательно, чтобы учитель лично проверял гипотезы Может случиться так, что 1-ая выдвинутая гипотеза окажется решающей. Можно в качестве провокации подбросить ученикам ошибочную гипотезу.При выдвижении гипотезы учитель нередко оставляет ее без внимания. Задача учителя заключается в том, чтобы любая гипотеза была проверена.Этот этап является не только основным, но и наиболее трудоемким. Желательно начинать его не позднее 10-ой минуты.Мы говорим, что ученик знает, когда он понимает материал и может его воспроизвести. Этап воспроизведения знаний не является обязательным, тем не менее, желателен, т. к. за счет проговаривания: углубляется понимание;развивается речь. проблемный урок обеспечивает тройной эффект:качественное усвоение знаний;развитие интеллекта и творческих способностей;воспитание активной личности.