Презентация по литературе к разделу Фольклор. Древнерусская литература 8 класс


Литература 8 класс. Автор: Денисьева О.И. школа №1908 Виды учебной деятельности:1.Рецептивная: чтение произведений2.Репродуктивная: ответы на вопросы3.Продуктивная, творческая: выполнение творческих заданий. Написание сочинений на морально- этическую тему.4. Поисковая: комментирование художественного текста5. Исследовательская: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; сопоставление произведений различных жанров. Планируемый результат:Межпредметная связь:Русский язык: подготовка к ГИА-9( написание сочинения на морально- этическую тему).Знакомство с понятиями:1Патриотизм. Патриот.2.Честь.3.Доблесть. Мужество. Храбрость.Подготовка к всероссийской олимпиаде «Не прервется связь поколений!» Литература и история. Вводный урок.Что такое историзм русской классической литературы?«Не зная истории, нельзя понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». (Максим Горький).Характерные черты русской литературы.Интерес писателей к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества.Словарная работа(народность, гражданственность, историзм)Значение художественного произведения в культурном наследии страны Значение знания истории:«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». (А.С. Пушкин) Черты историзма русской литературы:Воссоздание облика, колорита, духа исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях;Способность автора отобразить самобытность эпохи, показать своеобразие облика и характеров персонажей;Изображение событий прошлого, исторических деятелей, историко- бытовых, батальных сцен;Историзм мышления(видение исторической перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего), социальный анализ ( изображение явлений в их социальной обусловленности), социальная типизация( изображение людей, в индивидуальных чертах и поведении которых воплощены черты людей данной эпохи, социальной среды. национальности). Колорит эпохи-Совокупность особенностей быта, обрядов, жизненного уклада, внешнего вида людей конкретной эпохи Патриотизм русской литературы Тема защиты Родины в литературе Роль исторических произведений«Надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошлом». (Н. М. Карамзин) Домашнее задание:В чем , по вашему мнению, заключается любовь к Родине? Напишите рассуждение на эту тему, используя примеры- аргументы из изученных вами ранее исторических произведений. Ответ оформите на двойном листе. (М.Ю. Лермонтов «Бородино», И.А. Крылов «Волк на псарне», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», Н.А. Некрасов «Русские женщины», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», Н.С. Лесков «Левша» и др.) Устное народное творчество. Русские народные песни. Черты фольклора:1.Устная форма существования2.Коллективный автор- народ3.Многовариативность произведения.4.Исполнение различными сказителями. Календарные песниПесни, которые пели в определенные времена года, по праздникам. В согласии с природойПриродаВсе существующее во вселенной, органический и неорганический мир. Человек в песне- часть природы Живая природа Лирические песниПесни медленные, протяжные, раздумья, песни- сетования. Эти песни не связаны ни с обрядами, ни с пляской. Тематика песенЛюбовь- искреннее, глубокое чувство привязанности к кому- либо, желание быть рядом, защищать, оказывать помощь и т.п. материнская любовь Любовь между мужчиной и женщиной Любовь к Родной земле ДружбаГлубокая , искренняя привязанность, основанная на общности взглядов и интересов. Воинская дружба(сплоченность)- залог победы Исторические песнипесни, в которых рассказывается об определенных исторических событиях и конкретных лицах. ЧастушкиНебольшие лирические песни, имеющие форму рифмованного куплета из четырех строк. Постоянные эпитеты в песняхДобрый молодецКрасна девицаЯсная звездочкаГоре великоеТучи черные Обрядовые песниСвязаны с русскими обрядами Изобразительно- выразительные средства в песняхОлицетворениеСравнениеЭпитет Назовите вид песниВдоль по улице метелица метет;За метелицей мой миленький идет.Ты постой, постой, красавица моя,Дай мне наглядеться, радость на тебя! Какие изобразительные средства использованы в песне? Назвать вид песни:Нет больше народного заступника,Емельян, ты наш родной батюшка!На кого ты нас покинул?Красное солнышко закатилось…2. Коляда, коляда!А бывает колядаНакануне Рождества.Коляда пришла,Рождества принесла! Вид песниЖаворонок,Жаворонок!На тебе зиму,А нам лето!На тебе сани, А нам телегу! Вид песни?Как у нашей у княгинюшки ни отца нету, ни матери.Снарядить – то ее некому,Благословить-то ее некому… Домашнее задание: «Как в русской песне отразилась связь народа с природой?» Написать ответ на вопрос. Русские народные предания Напишите ответыЧто такое предание?Кто является героем преданий?Как передаются предания?С какими жанрами устного народного творчества схожи предания? Выпиши только те признаки, которые относятся к преданиям.Жанр фольклора.Не имеет конкретного автораВ основе- реальные рассказы очевидцевЕсть традиционный зачинПрисутствуют волшебные помощникиВ сюжете одно яркое и необычайное событиеГероями могут быть только людиГероями могут быть и люди, и звери, и вымышленные существа.Содержат сведения о реальных исторических событиях и лицах.Повествуют о событиях вымышленных Предание «О Пугачеве»Емельян Иванович Пугачев1742-1775 г.г. Страдание русского народа в основе преданий Народный защитникЗащитник- человек, способный оградить слабого от враждебных действий, неблагоприятного или вредного влияния, отстоять чьи-то взгляды и т.п. «О покорении Сибири Ермаком»Ермак Тимофеевич, завоеватель Сибири. В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком» Историческая живописьГлавный герой , Ермак, почти не выделен художником- он как бы спаян со своим отрядом. На картине Сурикова русское войско кажется сплоченным и единым. Суровое мужество, несокрушимая сила, воля к борьбе и убежденность в победе написаны на лицах могучих русских людей. Художник передал не эпизод, не случай, а глубокий смысл знаменательного события русской истории, когда была завоевана и присоединена к России огромная и в то время загадочная страна- Сибирь. Объясните значение слов и выражений:ЗанемочьВосвоясиХворобаДоспехиНи слуху ни духуВдоль и поперекНапасть на следНе сносить головы на плечахИскупить винуПеречитьПо доброй волеБогатства несметныеНехоженая землица лежит Загадочная страна Сибирь Навеки в памяти народной Домашнее задание:Какими чертами характера Ермак напоминает нам сказочного русского воина? Напишите ответ на вопрос на двойном листе. Древнерусская литература Ответьте на вопросы:Когда появилась древнерусская литература?Как называется один из основных жанров древнерусской литературы, который представляет собой сообщение, описание : погодную запись исторических событий?Что означало слово «лето» в древнерусском языке?Как называется произведение, которое стало основным источником сведений о прошлом Руси?Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы?В чем своеобразие русской литературы 17 века?Кто становится героем русской литературы 17 века? «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского» Признаки воинской повести и житийной литературы:Жанр древнерусской литературы и 11-17 веков.В основе жанра лежит изображение исторического события, связанного с борьбой народа против внешних врагов.Прославляются святые, происходит идеализация образов.Герои творят чудеса.Патриотический пафос сочетается с публицистической оценкой событий, эпичность- с взволнованным лиризмом.Есть описание детства святого. Герой житийной повестиЦентральный герой-реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина- христианина Характер героя:1Герои проявляют любовь к Богу, живут по заповедям2. Герои не просто умирают, происходят посмертные чудеса.3. Герои начинают предаваться благочестивым размышлениям, молятся, в произведениях рисуются картины помощи небесных сил.4. В произведениях есть похвальное слово святым. План «Повести о житии … Александра Невского»Чудное явлениеПортрет князяЛедовое побоище на Чудском озереОбращение Александра к Господу с просьбой о помощи в борьбе с врагами земли Русской.Битвы с немцами и со шведами и освобождение русских городовСмерть Александра Невского и посмертное чудо. П.Д. Корин «Александр Невский» Г.И. Семирадский «Александр Невский принимает папских легатов» Морально- этические качества древнерусского воинаДостоинство- совокупность высоких моральных качеств , а также уважение этих качеств в самом себе. ДоблестьДоблесть (мужество)-способность не поддаваться страху, стойкость, благородство, великодушие, духовное мужество БлагородствоБлагородство- способность к высоконравственным, честным и открытым поступкам. Честь. Воинская честь.Честь- достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности Поле чести- поле битвы Храбрость(отвага, мужество)Решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью Орден Святого Благоверного князя Александра Невского Домашнее задание: объясните письменно выражение «не в силе Бог, а в правде» Не прервется связь поколений! Итоговое сочинениеТема: «Образ защитника Отечества в произведениях фольклора и древнерусской литературы ( на примере одного- двух произведений).План:1.Вступление. Патриотический смысл древнерусской литературы.2.Защита Родины- одна из важнейших тем древнерусской литературы.3. Морально- этические представления наших предков о характере русского воина.4. Заключение. Гуманизм древнерусской литературы. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.План:1.Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.2. Новые литературные герои- крестьяне и купеческие сыновья.3. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами.4. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.5. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Словарная работа:Поносить брата- порочить, оскорблять бранными словами Словарная работа:Бить челом- жаловаться Словарная работа:Мзда- взятка Словарная работаПолати.Полати- настил из досок в крестьянской избеКрестьянская изба Словарная работа:Зыбка- колыбель, люлька в крестьянской избе Сатирические приемы:1.Гипербола- чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета2.Гротеск- предельное преувеличение, основанное на фантастике, причудливом сочетании фантастического и реального3.Сарказм- язвительная насмешка. Злая ирония.4.Ирония- скрытая насмешка.5. Сатира- беспощадная критика действительности, человека, явления.6. Юмор- изображение героев в смешном виде Герои повести Домашнее задание:Напишите ответы на вопросы:1.Какая литература получила распространение в Росии в 17 веке?2.Что такое демократическая литература?3Почему повесть «Шемякин суд» можно отнести к демократической литературе?4.Что высмеивается в повести «Шемякин суд»?5. В чем заключается жанровое своеобразие повести?