Презентация по Художественной культуре Урала на тему Искусство Урала периода оттепели. Творчество уральского художника Г.Мосина


Искусство Урала периода «оттепели» Социальной сущностью конца пятидесятых — шестидесятых годов было мощное, можно сказать, всенародное идеологическое противостояние власти. Страна жила в предчувствии значительных перемен, хотелось верить, что после разоблачения культа личности Сталина последуют и другие изменения. Причем это сознание зрело на территории всей страны, но очагами активного противостояния идеологическому диктату власти стали несколько городов — Москва, Ленинград и Свердловск. Геннадий Сидорович МосинГ.С.Мосин входит в плеяду тех живописцев, чье творчество ознаменовало новый этап в развитии советского искусства, для которого характерны поиски правдивого отражения действительности, стремление к яркому образному языку, к обобщенности формы. Творчество наполнено духом высокой гражданственности, филос. раздумьями о прошлом и настоящем, стремлением к передаче высоких общечеловеческих чувств. В его произведениях нет умиротворенности, замкнутости, покоя: художник передает жизнь активно, действенно, в сложных многогранных образах, проникнутых нервным, пульсирующим ритмом современности. Геннадий Сидорович МосинЕсть художники, работы которых тысячами незримых нитей связаны с родным краем - его природой, историей, людьми. Связи эти питают творческие силы художника, не давая истощиться его таланту. Геннадий Мосин - один из таких художников. Вся его жизнь и творчество неразрывно связаны с Уралом - ему посвящены крупнейшие произведения мастера, прочно вошедшие в золотой фонд наследия Уральского искусства. «1918 год»В октябре 1964 года в Свердловской картинной галерее открылась первая выставка художников Уральской зоны. “Гвоздевыми” работами этой выставки были картины Геннадия Мосина и Миши Брусиловского “1918 год” и Г. Мосина “Политические”. Страсти кипели вокруг именно этих работ. «1918 год»Власти хотели снять эти работы с выставки. После смерти Сталина в марте 1953 года постепенно началась реабилитация людей, безвинно репрессированных в тридцатые—пятидесятые годы. Репрессированные были практически в каждой семье, поэтому работа Мосина “Политические” была крайне актуальна. Ей шли поклониться и бывшие заключенные, кто дожил до реабилитации, и родственники тех, кто не дожил до этих дней. У работы всегда лежали цветы, их убирали, но они снова появлялись. Администрация музея запретила своим сотрудникам говорить об этой картине. Еще до открытия Зональной выставки художник столкнулся с неприятием своего творчества и с активным противостоянием ему. Мосина возмутил факт вскрытия его мастерской без его ведома одним из членов местного выставкома. В мастерскую зашли тайно с тем, чтобы показать незаконченную тогда картину “1918 год” приехавшим из Москвы художнику Титову и искусствоведу Сокольникову. Мастерская Мосина была в том же доме, где он жил, художник в это время был дома. Цель визита была одна: раскритиковать еще не законченную работу, не показывая ее зрителям. Инициатором этой акции, видимо, был Вязников, бывший долгое время бессменным председателем Союза художников в Свердловске, а к этому времени он жил в Москве и был одним из заместителей всесильного тогда В. Серова, председателя правления Союза художников РСФСР. Вязников сделал свою “карьеру” на борьбе с так называемым формализмом. “Мальчиками для битья” в Свердловске были молодые художники В. Беляев, Г. Перебатов, В. Волович и М. Брусиловский. Теперь Вязникову выпал случай одним махом разделаться с непокорными художниками. В. Серов в течение всей своей жизни специализировался на изображении Ленина, и он не собирался делиться столь выгодной темой с никому тогда не известными провинциальными художниками, тем более что концепция трактовки вождя у Серова и у свердловских художников была диаметрально противоположной. Ленин в картинах Серова изображался тихим и скромным человеком. В полотне же наших художников Ленин — вождь, трибун, человек, поднявший Россию на дыбы. Здесь как бы столкнулись две России: традиционная Россия с ее Красной площадью и храмом Василия Блаженного и другая Россия, взметнувшаяся над Красной площадью трибуной в кумаче знамен. На ней, как на штыках вознесенные, стояли Ленин, Свердлов, Дзержинский и их окружение. У нижней кромки полотна только головы испуганного народа с одной стороны, а с другой — ощетинился железный строй буденовок и штыков только что созданной Красной Армии. Контраст открытого красного и жесткого черного и серого цветов в одежде главных героев, низкий срез горизонта над головами вождей создают ощущение надвигающейся катастрофы. Работа производила неизгладимое впечатление, пройти мимо нее было невозможно, она, как красный сигнал светофора, останавливала и заставляла думать. Началась самая настоящая травля художников. Вот именно в это время Г. Мосин развернулся во всю свою богатырскую мощь. От него исходила какая-то особая энергетика, противостоять ему в споре было трудно, иногда невозможно. Казалось, сама уральская земля дает ему силу. Он, в конце концов, одержал победу. Картины с выставки не сняли. Серов вынужден был уйти в отставку. Мосин по-прежнему входил в состав всех зональных выставкомов. К его голосу прислушивались, вокруг него всегда группировались самые талантливые художники нашего края. Он по-прежнему отстаивал на выставкомах талантливые работы уральских художников. Собственные же работы мастера — историческая эпопея “Похороны жертв Революции” 1959 года, “Политические” 1964 года, картины “1918 год” 1964 года и “Красные командиры времен гражданской войны на Урале” 1969 года (две последние работы написаны совместно с М. Брусиловским), новаторские по тому времени портреты В. Воловича, героя войны А. Кубышкина и другие — поставили его имя в один ряд с самыми значительными русскими художниками. Эти работы стали классикой советского искусства второй полвины двадцатого века.   В семидесятые годы им были созданы, наверное, самые живописные и душевные произведения. Здесь нужно назвать его замечательные женские портреты — портрет матери — это портрет целого поколения женщин, вынесших на своих плечах все испытания страшной войны. Несколько портретов жены, глубоких и очень тонких по раскрытию духовного мира молодой женщины. Нельзя не назвать стилизованный и безупречно красивый портрет юной Елены Калининой, дочери известного художника. В это же время были написаны портреты его сыновей, тогда еще подростков, Алексея и Ивана. В семидесятые же годы художник приступает к своей сказочной серии. И как выход на новую тему воспринимается полотно “Малахитовая шкатулка”, 1979 год, наверное, одна из самых прекрасных сказочных композиций художника. Серия картин-иллюстраций к сказам П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» «Голубая змейка» «Дорогое имячко» «Широкое плечо» «Каменный цветок» «Горный мастер» «Две ящерки» «Приказчиковы подошвы» «Марков камень» «Таюткино зеркальце» «Про великого полоза» «Змеиный след» «Хозяйка Медной горы»Мосин продолжает работу над главной темой своего творчества — историей Урала. С этой темой художник никогда и не расставался. Его дипломной работой была композиция “Уральский сказ”, 1957 год, оставленная в институте для музея Академии художеств. Десять лет спустя Мосин создает “Сказ об Урале”. И эту работу можно считать смысловой завязкой всего творчества художника последних лет его жизни. Именно в ней фигурируют герои, ставшие надолго действующими лицами его произведений. Пейзажная живопись развивается от фиксации какого-либо определенного сюжета к монументальной обобщенности, эмоционально-философскому прочтению образа природы, как могучей животной силы, как символа вечного бытия и красоты, как источника вечного движения. Трагична судьба картины «Политические». 18 лет боролся Г.Мосин за то, чтобы она оказалась на выставках.Драматичной была судьба и работы “1918 год”. С зональной выставки ее не сняли, но на республиканскую выставку она не прошла. Художники самостоятельно на свои средства отправили работу в Москву. Ее поддержал Союз художников СССР и его председатель, известный скульптор Екатерина Белашова. Картина была выставлена в специальном помещении. Это была выставка одной картины. Ее показывали в течение целого месяца московским художникам и представителям Министерства культуры СССР. Знаменитый уже тогда художник Илья Глазунов (он учился с Мосиным в одной группе в Академии художеств) водил на выставку представителей дипломатического корпуса. Для работы все кончилось благополучно. Она официально была представлена зрителям в 1965 году в Москве на выставке “На страже мира” и была отмечена специальным дипломом Министерства обороны. В 1966 году картина “1918 год” блистательно представляла советское искусство на международной выставке в Венеции (Италия), а в 1967 году на выставке молодых художников в Берлине (ГДР). Для художника же все эти мытарства закончились печально: у него был тяжелейший нервный срыв, а затем затяжной приступ стенокардии, следствием всех нервных потрясений была и ранняя смерть художника. Он умер 20 декабря 1982 года, не дожив всего одного месяца до пятидесяти трех лет. Сегодня работы Геннадия Мосина находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Нижнетагильском государственном музее изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галерее, Челябинской областной картинной галерее, Волгоградском музее изобразительных искусств и других музеях.