Презентация Практические рекомендации психолога классному руководителю в сплочении ученического коллектива


Практические рекомендации психолога классному руководителю в сплочении ученического коллективаПедагог-психологРузиева М.Х. «Обычно легче изменить индивидуумов,собранных в группу,чем изменить каждого из них в отдельности»Курт ЛевинВ любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы учреждения, а также психологический комфорт каждого ее члена. «Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Все Мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!» Просмотр видео ролика «Команда – это сила!» Социометрическое исследованиеСоциометрическая техника, разработанная Дж. Морено. Социометрия направлена на выявление лидера в группе, на определение микрогрупп, на определение социометрического статуса ученика. К социометрическому опросу обращаются, например, когда нужно выбрать старосту класса, узнать о «изгоях» и «отвергаемых» учениках в классе. Инструкция ученикам: «Представьте себе, что к вам в класс пришел директор и сказал, что классы будут расформировывать . Вам необходимо ответить на следующие вопросы»Вопросы анкеты:1. Кого из членов Вашего класса вы хотели бы видеть в составе вновь организованного класса?2. Кого из членов Вашего класса вы НЕ хотели бы видеть в составе вновь организованного класса?3. Кто по Вашему мнению выберет Вас?4. Кто по Вашему мнению Вас НЕ выберет? Обработка полученных результатов (образец){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ф.И. ученикаКоличество выборовСумма Иванов М.I+I+I+I4 выбораПетров И.I+I+I+I+I+I+I+I8 выборовМедведева А.НЕТ выборовСидоров К.- I, I2 выбора Интерпритация результатов (образец){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ф.И. ученикаЗвезды Предпочитаемые Пренебрегаемые Изолированные Отвергаемые Иванов М.+ 4 выб.Петров И.+8 выб.Медведева А.Ни одного выбораСидоров К.+ 2 выб.Рыбаков Е.- 3 (отклонения)Всего: 25 у.3 уч.12 уч.2 уч.1 уч.2 уч.6 и более выборов – звезды;3 – 5 выборов – предпочитаемые;1 – 2 выборов – пренебрегаемые;Ни одного выбора - изолированные; только «отклонение» (2 вопрос) – отвергаемые. Игра-единение по интересам«Поменяйтесь местами те, кто…»Участники сидят в кругу, стульев меньше на 1. Участники меняются между собой местами по тем признакам, которые называет ведущий (поменяйтесь мессами те, кто… пришли в юбке, у кого короткая стрижка, кто любит золотые украшения, кто владеет иностранным языком, кто всегда соблюдает режим дня, кто испытывает трудности в планировании своей деятельности, кто любит путешествовать по разным странам, у кого хорошее настроение, умеет работать в команде и т. д.) Упражнение «Квадрат» 1.Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)Цель: прочувствовать каждого участника группы.Ход упражненияСтаньте в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, не открывать глаза. Вопросы:Все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложить открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее? Упражнение «Групповой рисунок по кругу» Всем участникам выдается один лист-ватман и карандаши (фломастеры, маркеры). Задача — задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу справа. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один элемент и передать соседу справа. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин и привлекательность. Упражнение позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии развивает сплоченность коллектива. Подпишите лист ,чтобы узнать чей он. Упражнение «Найди себе подобного»;Упражнение «Броуновское движение»;Упражнение «Найдите человека в классе у которого…»;Упражнение «Найди себе друга»;Упражнение «Ищу себе друга»;Упражнение «Поводырь»;