Презентация Подготовка ребёнка к возвращению в кровную семью


Подготовка ребёнка к возвращению в кровную семью Педагог-психолог: Моисеенко Ольга Владимировна Социальное сиротство является признаком состояния современного общества Лучшей формой устройства ребёнка – сироты – передача его на воспитание в замещающую семью Если дети передаются не под опеку родственников, то испытывают серьёзные психологические потери: потеря генетической, культурной истории; потеря (нарушение) окружающей среды, в которой вырос ребенок: дом, игрушки, вещи, домашнее животное, социум (друзья, учителя и т.д.); географические и природные «потери», связанные с перемещением ребенка; потеря родных родителей и кровных родственников – семьи; потеря разделенного с кем-либо времени, опыта – прошлого; потеря культурных, национальных, семейных традиций; потеря осознания своего сходства с кем-то из родственников – физического сходства; потеря места на родословном древе; потеря порядка рождения детей в семье (младший, старший); потеря истории рождения и свидетельств о рождении (воспоминания родных); потеря религиозных взглядов; иногда потеря имени, данного при рождении и осознании того, кто дал это имя; потери в самосознании и самооценке; потеря возможности чувствовать себя частью большинства. Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности и постоянства отношений, что является ОСНОВОЙ полноценного развития личности. Возвращение воспитанника детского дома в кровную семью - это целостный процесс, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско- родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника детского дома в кровную семью. В нашем детском доме проживает 39 воспитанников. Из них статус сироты имеет всего 7 воспитанников, статус ребенка, оставшегося без попечения родителей – 32 воспитанника. Из этих 32 воспитанников: родители лишены родительских прав – 20 воспитанников; родители ограничены в родительских правах – 2 воспитанника; родители находятся в местах лишения свободы, но не лишены родительских прав – 3 воспитанника. Целевые группы: 1. Биологические семьи, находящиеся в кризисной ситуации (родители, ограниченные в родительских правах; родители, лишенные родительских прав, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка и уже в состоянии обеспечить надлежащее воспитание и развитие ребенка; родители, отбывающие наказание в местах лишения свободы, но не лишенные родительских прав; родители, отказавшиеся от ребенка при рождении). 2. Воспитанники детского дома (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей). 3. Социально-благополучные родственники воспитанников. Этапы работы: 1. Организовать и реализовать комплекс социально-реабилитационных мероприятий с биологическими родителями, родственниками воспитанников по формированию их положительной мотивации на восстановление детско-родительских отношений. 2. Организовать и реализовать психолого-педагогическую работу с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью. 3. Организовать и реализовать сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов. 1 этапКомплекс социально-реабилитационных мероприятий по формированию положительной мотивации родителей на восстановление детско-родительских отношений: 1.Анализ особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, составление карты социального контакта. 2.Работа с личными делами воспитанников. 3.Собеседование с родителями, родственниками воспитанников.Составление карты социальных контактов биологических родителей;4.Определение группы родителей, родственников для сотрудничества;5.Оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье. 6.Обследование жилищных условий, экономического дохода семьи.7. Определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций. 8. Разработка индивидуальных программ восстановления родительско- детских отношений: Индивидуальные программы восстановления родительско-детских отношений должны включать следующее: Подготовка родителей к исполнению свей родительской роли. Групповая и индивидуальная реабилитационно- коррекционная работа с членами семьи по рефлексии прошлого опыта воспитания ребенка, допущенных ошибок.Стойкая готовность родителей к восстановлению семьи (регулярные посещения ребёнка, совместное времяпрепровождение)Социально-юридическая помощь в восстановлении родителей в родительских правах 2 этапПсихолого-педагогическая работа с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью. 1. Выделение ведущих актуальных проблем на основе анализа первичных диагностических исследований эмоционально- личностной и волевой сфер ребёнка.2. Разработка индивидуальной программы психолого- педагогического сопровождения ребёнка в подготовке к воссоединению с кровной семьёй. 3. Реализация индивидуальной программы психолого- педагогического сопровождения ребёнка в подготовке к воссоединению с кровной семьёй: 3.1. компенсация выявленных дефицитов в развитии эмоционально- личностной и волевой сфер; Арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, ролевые игры, мини-тренинги3.2. Уменьшение случаев психосоматических проявлений (результаты диспансеризации). 3.3. формирование позитивного образа кровной семьи и место ребенка в ней; 3.4 Развитие позитивного детско-родительского взаимодействия - семейное консультирование; - совместные прогулки; -праздники; -семейные мероприятия4. Заключение о результатах диагностики по развитию эмоционально- личностной и волевой сферы Заключение специалистов об уровне сформированности детско- родительских отношений 3 этапСопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов Предусматриваются три основных маршрута сопровождения в зависимости от уровня готовности кровной семьи к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем: 1. Маршрут «Сопровождение-поддержка» Составляется для кровных семей с благоприятным прогнозом социальной адаптации, достаточно готовых к самостоятельной жизни. Данная категория сопровождения носит рекомендательный характер для семьи и не требует специального контроля. В этом случае достаточно назначения только специалиста-куратора, осуществляющего поддержку кровной семьи. 2. Маршрут «Сопровождение-патронаж» Составляется для кровных семей с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации. Этот вид сопровождения подразумевает назначение ответственных по всем сферам жизнедеятельности семьи, а также специалиста-куратора, осуществляющего поддержку семьи в целом. 3. Маршрут «Сопровождение-SOS» Составляется для кровной семьи с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации, не совсем готовых к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем. Данная категория сопровождения предполагает постоянный, четкий контроль над всеми сферами жизнедеятельности семьи и организацию необходимой поддержки в кризисных ситуациях. Требует назначения ответственных по каждой сфере жизнедеятельности кровной семьи. Мероприятия психолого-педагогического и медико-социального сопровождения кровной семьи после воссоединения с ребенком Работа по укреплению позитивного образа семьи и Дни открытых дверей, тренинги, культурно- массовые мероприятия. Мониторинг прохождения адаптационного периода кровной семьи с целью выявления и анализа факторов, влияющих на успешность кровной семьи. Выявление кризисных ситуаций и организация необходимой помощи Посещение семьи, взаимодействие с образовательными учреждениями территории Работа по укреплению позитивного образа семьи и родственных связей (помощь в организации досуга: участие кровной семьи в реализации образовательного плана работы учреждения в учебное и каникулярное время). Разработка норм взаимодействия всех заинтересованных служб и организаций (школа, детский сад, центр по трудоустройству, управление по социальной защите населения, центр по сопровождению и помощи семье Вывод Итак, результатом работы по подготовке ребёнка к возвращению в кровную семью является: 1. Увеличение количества воспитанников, переданных в кровную семью. 2. Отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи. 3. Сокращение периода проживания ребенка в условиях детского дома. Спасибо за внимание!!!