Презентация по экологическому воспитанию на тему:Характеристика и функциональная роль эколого-развивающей среды в дошколном возрасте


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №33 «Аленький цветочек»Елабужского муниципального района Республики Татарстан Характеристика и функциональная роль эколого-развивающей среды в дошкольном возрасте (представление опыта работы)Составила воспитатель первой квалификационной категорииТураева Марина Борисовна Живые растения3-4 вида комнатных растений в нескольких экземплярах с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками.Растения в аквариуме:стрелолист, водяной мох и др. Искусственные растенияОтдается предпочтение искусно выполненным «двойникам» реальных растений. Сезонные растительные объектыЗимний огород (посадка лука, овса, проращивание гороха, бобо), яркой, крупной формы овощи и фрукты, «игровые» посевы, букеты из декоративных растений, семян, плоды, шишки. Характеристика и функциональная роль эколого-развивающей среды в младшей группе. Животный мирАквариум с крупными улитками и ярко окрашенными рыбками, клетка с птицами. В младшем дошкольном возрасте дети являются больше наблюдателями и обучение, естественно, включено в процесс совместной практической деятельности Музейные и коллекционные материалыРазнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев. Корзинка «времена года» Сезонные живые объекты временного содержанияРазличные насекомые в садках, лягушка. Лабораторный материал для экспериментированияПесок разного цвета, сосуды для воды, песочница и мини бассейн, наборы игрушек, к ним, материал для изготовления цветного льда, бумага разного цвета, плотности, паролон, пенопласт, резиновые и пластмассовыеигрушки, фольга, зеркальце. Простейший календарь природыиз 2-4 страниц. Картина с изображением времени года, наблюдений за погодой, за птицами. Макеты(плоскостные и объёмные)«кто живет в лесу?»«Во дворе у бабушки»(домашние животные)«Что растет на лугу?» Простейшие приборыи приспособленияЛупы, цветные «стёклышки» из пластмассы, «ящик ощущений», сувениры со струящимся песком, водой, «снег» из мелких кусочков фольги, «душистые коробочки». Комнатные растенияДобавляются 2-3 новых вида с учётом требований-разнообразие-цветущие с ярко-окрашенными листьями-каждый вид представлен несколькими экземплярами-наличие различных видов аквариумных растений Искусственные растенияДля сравнения и выделения признаков живого. Сезонные растительные объекты-зимний огород-овощи и их части, для проведения опытов-перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения,-рассада цветов- «игровые» посадки и посевысезонные декоративные растения в композициях Характеристика и функциональная роль эколого-развивающей среды в среднем дошкольном возрасте Животный мирОбитатели аквариума: золотая рыбка, телескоп, львиноголовка и др.-рыбки местных прудов-птицы: попугай, канарейка;-млекопитающие: хомячок, морская свинка Воспитатели и дети действуют вместе, приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю – Вы мне помогаете, Вы мои помощники». Музейные и коллекционные материалы-корзинка «времена года» (семена, шишки, кокосовый орех, хвойные шишки). Сезонные объекты временного содержания-головастики, водные насекомые, местные улитки;-инсектарий для временного содержания насекомых;-акватеррариумы Лабораторный материалДобавляется земля, глина, оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, для игр с мыльной водой и пеной, светом; краски погремушки, некоторые пищевые продукты-приборы – песочные часы, компас, термометры. Календарь природы из четырёх блоков-картина сезона, модели года и суток-календарь – с моделями – значкаминаглядно – схематичная модель наблюдений за птицами-рисунки детей по теме «Времена года». Макеты-леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка, сезонные макеты. Комнатные растенияДобавляется 2-3 новых вида разнообразными видами стеблей, листьев, с различным расположением листьев, различными видами уже имеющихся родов, периодом покоя. Искусственные растенияДля сравнения. Сезонные растительные объекты-зимний огород (добавляется тепличка для размножения растений черешками, рассада цветочных и овощных растений, разнообразные «игровые» и экспериментальные посадки).-террариумы-акватеррариумы с черепахами, лягушками, тритонами. Характеристика и функциональная роль эколого-развивающей среды в старшем дошкольном возрасте. Животный мир-аквариумы с тепловодными и холодноводными рыбами, водными насекомыми;-птицы, размножающиеся в неволе(попугаи, амадины, канарейки);-млекопитающие(хомячки, морские свинки). В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей возрастает, становится возможным дежурство в уголке природы.Взрослые и дети меняются местами: «Вы делаете сами, а я вам помогаю.»Воспитатель обязательно отмечает достижения детей. Музейные и коллекционные материалы-коллекции почвы горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, коры, древесины, перьев птиц и т.д. Сезонные объекты временного содержанияДобавляются разнообразные садки и инсектарии для насекомых. Лабораторный материал-разнообразные доступные приборы.-разнообразный материал для исследования.-безопасные красители.-оборудование и материалы для кулинарных экспериментов Календарь природыБолее сложный - разнообразные модели, отражающие высоту стояния солнца, температуру воздуха; фенологические изменения в природе. МакетыДобавляются макеты природных ландшафтов разных регионов. Комнатные растенияДобавляется 3-4 вида, выбранные с учётом приспособленности к разным условиям среды, дающие плоды, имеющие разные способы размножения, лекарственные и фитонцидные Искусственные растенияСезонные композиции с использованием природного и искусственного материала Сезонные растительные объекты-Зимний огород: посадки рассадыОвощных культур, цветочно-декоративных растений, посадки и посевы для получения земли и проведения опытов, “игровые” посевы и посадки.-растения, перенесенные из цветника, огорода-разнообразные водные растения Характеристика и функциональная роль эколого-развивающей среды в подготовительной группе Животный мир-аквариум - живородящие, тепловодные ихолодноводные, икромечущие рыбы, взрос-лые и мальки, рыбы,живущие на дне, в толдще воды, плавающие на поверхности-млекопитающие:1-2 вида (хомячок, морская свинка,лабораторные мыши и крысы) В подготовительной группе воспитатель находится не рядом, но близко, осуществляет визуальный контроль, хвалит детей за правильность выполнения трудовых операций, хорошее качество, за самостоятельность. Дежурство в уголке природы остаётся их самостоятельной деятельностью. Музейные и коллекционные материалы-коллекции почвы горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, коры, древесины, перьев птиц и т.д. Сезонные объекты временного содержания-объекты на выгонку, витаминная грядка, посевы и посадки плодовых,комнатных растений-крошечный садик-крокусы Лабораторный материалДобавляется оборудование для выращивания кристаллов,получения мыльных пузырей,”волшебный” фонарь, попрыгунчики на резинке “печатки” из пробки, “снежный” фонарь. Календарь природыНаиболее сложный по содержанию и фиксации наблюдений за ростоми развитием растений, погодой,разнообразные модели наблюденияза птицами. МакетыСезонные ландшафты,”моховой садик”, “сад камней” жизнь и быт людей разных регионов земли