Презентация выступления по самообразованию Развитие познавательной активности через использование активных форм обучения


Самообразование учителя-путь к успешной учебно-воспитательной деятельности Т.Н. Лисеенко учитель физики МОБУ «СОШ с. Иннокеньевка»Развитие познавательной активности через использование активных форм и методов преподавания физики Принцип активности ребенка в процессе обученияПод этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется: - высоким уровнем мотивации; - осознанной потребностью в усвоении знаний и умений; - результативностью и соответствием социальным нормам Активные методы обученияформа обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные задачи. Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности. Информационно-коммуникативная технология.Технологии, при которых восприятие информации обеспечивается одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах; аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого учителем учебного материала и повышается интерес к новой теме. Методические приемы работы с учебником.« Чтение с пометками на полях»составления маркировочной таблицы «ЗУХ»составление кластеразадания на сравнение и систематизацию материаласоздание проблемных ситуацийрешение исследовательских задач. « Чтение с пометками на полях»Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.«!» -я это знаю«+» - узнал новое«- » - думаю иначе«?» - хочу узнать подробнее составления маркировочной таблицы «ЗУХ»Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ)    В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование: записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник     {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗУХ составление кластера.Стадия рефлексия- Кластеры (гроздья) – графический прием в систематизации материала. Мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть, расположены в определенном порядке. задания на сравнение и систематизацию материала{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Состояние веществаМолекулярное строениеСвойстваОбъяснение свойствТвёрдое телоЖидкостьГаз Создание проблемных ситуаций.Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Процесс решения учебных проблем.1 этап. Постановка проблемы. Уяснение сути проблемы, ее формулировка, возможно постепенное уточнение. Перед демонстрацией опытов можно задать вопросы: что произойдет, если…; что будет, когда…?2 этап. Прогнозирование. Выдвижение гипотез.3 этап. Разработка способов проверки гипотезы и ее осуществление. При обучении физике можно выделить два основных способа: 1) теоретическое обоснование гипотезы; 2) экспериментальное доказательство. Создание проблемной ситуации при объяснении нового материала.Проблемное изложение.Поисковая беседа (эвристическая беседа). Может ли…Будет ли…Возможно ли…Почему…Как можно… Может ли… Почему… Возможно тут есть ошибка? Возможно ли… несколько примеров исследовательских задач по физике. 1. На наклонной плоскости длиной 5 м и высотой 3 м поднимают груз массой 50 кг. Коэффициент трения равен 0,4. Какую силу нужно приложить к телу, чтобы удержать его на наклонной плоскости? Какую силу нужно приложить к телу, чтобы втащить тело вверх по наклонной плоскости? Какую силу нужно приложить к телу, чтобы тянуть его вниз по наклонной плоскости с постоянной скоростью? Какую силу нужно приложить к телу, чтобы тянуть его с ускорением 2 м/с2 вверх по наклонной плоскости? Какую силу нужно приложить к телу, чтобы тянуть его с ускорением 2 м/с2 вниз по наклонной плоскости? С каким ускорением это тело будет скользить по наклонной плоскости без действия внешних сил? Как изменится ответ задачи, если изменить высоту наклонной плоскости? Как изменится ответ задачи, если изменить коэффициент трения? 2. Подводная лодка, проходя испытания в закрытом бассейне , сначала плавает на поверхности, а потом, постепенно заполняясь водой, погружается в бассейн и опускается на дно. Как при этом будет изменяться уровень воды в бассейне? 3. В калориметр, содержащий 0,4 кг льда при температуре -200С, налили 0,6 кг воды при температуре 800С. Какая температура установится в калориметре? Сколько воды нужно влить в калориметр, чтобы весь лед растаял, а температура воды оказалась равной 00С?  4. Имеются четыре резистора по 6 Ом каждый. Сколькими способами их можно соединить? Начертить все возможные схемы соединений. Запишите, по какой формуле можно рассчитать общее сопротивление в каждом случае? Какими будут ответы, если резисторов будет только три? 5. Какая работа совершается при подъеме гранитной плиты объемом 2 м3 на высоту 12 м? Чему будет равна работа, если эту плиту поднимать на ту же высоту в воде? ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Учащимся предлагается решить творческие задачи (исследовательского и изобретательного типов) по физике в качестве: - домашнего задания; - самостоятельной индивидуальной работы на уроке; - самостоятельной работы в малых группах. Форма предлагаемых заданий для учащихся самая разнообразная: график, составление схемы, проблемная ситуация, изобретательская задача, исследовательская задача.