Презентация по биологии на тему Мхи – неприхотливое меховое одеяло почвы (5 класс)


Мхи – неприхотливое меховое одеяло почвы Вспомни то, что знаешь Чем растения отличаются от других царств живой природы?На какие большие группы делят растения?Водоросли относят к низшим растениям. Почему?Какими клетками образовано слоевище водорослей?Каково значение водорослей в природе и жизни человека? Определяем проблему ШкольникЯ знаю, что существуют одноклеточные водоросли, обитающие на коре деревьев и поверхности почвы. Чего не хватает крупным водорослям, чтобы поселиться на суше? Биолог: А ты никогда пристально не разглядывал мхи? Что нужно обсудить на уроке, чтобы помочь школьнику найти ответ на свой вопрос? Как устроены мхи и как они переживают засуху? Высшие споровые растенияОтдел моховидные Отдел плауновидные Отдел хвощевидные Отдел папоротниковидные Растения называют высшими споровыми, потому что в отличие от низших споровых (водорослей) их тело образовано органами. Наличие разных органов позволило высшим споровым освоить сушу. Определяем план действий Чем мхи похожи, а чем отличаются от водорослей? Где живут мхи и с чем это связано? Решаем проблему, открываем новые знания Мои биологические исследования. Лабораторная работа «Строение мхов. Сравнение мхов сфагнума и кукушкина льна» Рассмотри листья мхов, их коробочки. Найди место прикрепления листьев к стеблю и ризоиды. Для исследования воспользуйся гербарием, иллюстрациями и текстом учебникаЗаполни таблицу (№3 с. 29 в р.т.) Leptodictyum riparium Ризоиды риччии Коробочки мхов Кукушкин лён Ризомниум Дикранелла Сфагнум «Водоудерживающая способность сфагновых мхов в 20 раз превышает их собственную сухую массу. Для сравнения: хлопковая вата может поглотить воды только в 4–5 раз больше собственной сухой массы». Предположите, какие особенности строения мха обеспечивают эту способность. Зачем она нужна мху? Применение мхов Фотография иллюстрирует добычу торфа. Как может быть связана эта фотография с объектами исследования?Расскажите как образуется торф? Как его использует человек?Какое значение имеют мхи в природе? Делаем вывод по проблеме урока Мхи сумели освоить наземные местообитания благодаря способности не гибнуть при высыхании, обходиться малым количеством воды и выносить листья вверх, дальше от грунта. Тело мхов разделено на стебель и листья. Применение нового знания Чем мхи похожи, а чем отличаются от водорослей? Где живут мхи и с чем это связано? Почему большинство мхов произрастают плотными дерновинками и являются невысокими растениями? В отсутствие дождей листья мха плотно прижаты к стеблю. В чём целесообразность этого явления? Что является ограничивающим фактором для мхов? Домашнее задание § 14 (с.73-75), №4 с.29 (р.т)