Презентация Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности школьников в свете требований ФГОС (5-6 классы)


Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности школьников в свете требований ФГОС.Андрейченко Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Чапланово Главное противоречие между общим снижением уровня речевой культуры учащихся и требованиями общества, заложенными в Федеральном государственном стандарте второго поколения. Актуальность опыта Основной целью моей работы является интеллектуальное, коммуникативное и речевое развитие личности, способной к эффективной самореализации в сфере будущей профессиональной деятельности. Поэтому основными задачами являются:    Задачи:Использование на уроках русского языка современных форм и методов работы с текстом, способствующих развитию коммуникативно-речевой деятельности учащихся.Подбор текстового материала, разработка способов практической работы, направленной на развитие умений и навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей. Использование текста как средства создания на уроках русского языка речевой среды, способствующей развитию коммуникативно- речевой деятельности учащихся. Ведущая педагогическая идея Разнообразная работа с текстом позволяет сформировать следующие умения:Анализировать тексты разных стилей и жанров;Объяснять содержание и структуру текста;Пересказывать текст;Проводить наблюдения над языковыми особенностями;Редактировать текст;Самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное и письменное).Текст- основная единица обучения Умение слушать Задание:Выразите свое отношение к прозвучавшему высказыванию.Определите количество частей прослушанного текста. Оцените ответ одноклассника.Приемы работы с текстом:Формулирование вопросов и ответы на нихОценка ответа одноклассникаАнализ темы, идеи текстаИзложение (подробное, сжатое)Воспроизведение стихотворения по памятиУчастие в диалоге на убщеучебную, лингвистическую, «житейскую тему. Устная речь как средство формирования коммуникативной компетенции  1. Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла.2. Нахождение обучающей информации в тексте.3.Интерпретация текста (проблема, тема, авторская позиция).4. Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка (мнение учащегося, аргументы).  Памятка Полное понимание текста Русский язык (5-7 классы). Виды чтения. Просмотровое чтение Ознакомительное чтение Поисковое чтение Изучающее чтение Устная речь как средство формирования коммуникативной компетенции Говорение.Устное высказывание. Устное высказывание на лингвистическую тему, с использованием схемы. Устное высказывание на лингвистическую тему, заключенную в тезисе, эпиграфе и предложении.Устное высказывание на лингвистическую тему с использованием плана.Устное высказывание на лингвистическую тему по наблюдениям. Устное высказывание по тексту. Устное высказывание по картинкам. Устное высказывание при работе с теоретическим материалом учебника. Устная речь как средство формирования коммуникативной компетенции Устное высказывание на лингвистическую тему, с использованием схемы. Устное высказывание по картинкамЗадание:1. Рассмотрите картинки.2. Сначала подберите и запишите глаголы, которыми можно описать действия кошки и собаки.3. Используя эти ключевые слова, составьте устный рассказ по картинкам, отразив в нем последовательность событий.Ч.1, упр 365 Анализ текста. Редактирование текста. Работа с деформированным текстом Развитие письменной речи Информационная переработка текста Редактирование текста Система типовых упражнений: «Сочинение», «Сочинение-миниатюра», «Изложение», «Сжатое изложение» и др. Задания к сочинению – миниатюре:Задания лингвистического характераТворческие задания. Развитие письменной речи 2.1. Жили - были поросята – прилагательные Хороший, Свежий и Пригожий. Очень у них были забавные хвостики – окончания. Но вот однажды поросята- прилагательные пошли гулять на поляну и встретили злого серого волка. Они очень испугались и побежали домой, но волк бегал быстрее и успел ухватиться за хвостики- окончания. Поросячьи хвостики так и остались в зубах злого волка. А поросята стали жить без хвостиков – окончаний, на конце их остались только шипящие «Ж», и «Ш». Задания лингвистического характера Задание:Объясните, почему слово блестеть нельзя проверить словом блеск.В данном случае основным является вопрос ПОЧЕМУ? Следовательно, необходимо построить высказывание, являющееся РАССУЖДЕНИЕМ.Начинайте отвечать с переформулировки вопроса в повествовательное предложение с употреблением союзов потому что, так как, например: Слово «блестеть» нельзя проверить словом «блеск», потому что…Проанализируйте задание. Ответьте на вопрос.Приводите последовательно доказательства (аргументы), подтверждающие ваш тезис.Если доказательств несколько, используйте слова «во-первых», «во-вторых».Перечитайте получившееся рассуждение, проверьте логику созданного вами текста, исправьте допущенные ошибки. Алгоритм «Учимся читать и решать учебные тексты» (Задания с развернутым ответом на вопрос). Сочинение- миниатюра по рисункам, картинкам, фотографиям.Сочинение по картине с элементами «вхождения в картину»Сочинение по картине с привлечением сведений о художнике и использованием плана. Сочинение по картине с элементами фантазии Сочинение-миниатюра по данному началу Творческие задания Сочинение-миниатюра по данному началу. Летние каникулы.До чего же здорово, что на свете есть такая потрясающая вещь, как летние каникулы! Давно надо поставить посреди парка огромную скульптуру, которая была бы посвящена этому веселому времени.Это была бы скульптура босоногого ребенка с коричневым загаром, в шортах, а на лице его улыбка.Скульптуру можно сделать в виде веселого смайлика, который держит в руках плакат со словами: «Ура! Летние каникулы!» Скульптура должна изображать двоих детей, играющих в мяч.Это мальчик, запускающий воздушного змея. Я представляю скульптуру в виде огромной красивой бабочки. Учащиеся 5 класса. Творческие задания Дети учатся писать подробные и сжатые изложения. Виды изложений:Сжатое изложение с опорой на ключевые слова из текста.Сжатое изложение с опорой на планИзложение с опорой на слова-глаголы, выписанные из текста Изложение текста как вид речевой деятельности Таким образом, работа с текстом нацелена на интенсивное коммуникативно-речевое развитие учащихся. Разнообразный материал направлен на развитие интеллектуальных, коммуникативных умений и творческих способностей учащихся, что в конечном счете помогает школьникам успешно готовиться к сдаче экзаменов, а также сформировать современную личность, способную успешно социализироваться в обществе, что соответствует требованиям ФГОС. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Показатели Класс 2012-20132013-20142014-2015 (I-III четверть)Качество знаний (%)571671857983101001150. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебный годКласс «5»«4»«3»«2»Успеваемость -% Качество знаний -%2012-20139113-100402013-20149-51-10083 Результаты государственной итоговой аттестации по русскому языку. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебный годКласс Средний балл2012-20131164 Результаты единого государственного экзамена по русскому языку. Чем интересен учебник русского языка?Много интересных текстов и заданий.Учебник – это загадка, мне очень многое нравитсяПоловина заданий устных, половина- письменныхИнтересные картинки, понятные задания, есть сложные, но увлекательные.  Что мне особенно нравится в учебнике?Писать сочинения по картине, сочинения – миниатюры, изложения, письмо по памяти, орфографический минимумТексты с картинками, из них я узнаю много нового Положительная мотивация изучения русского языка Чему научил тебя учебник?Я научился сокращать текстыУстно рассуждатьНаходить основную мысль текста.Делать устное высказывание.Немного работать с текстом.Писать сочиненияПридумывать свои рассказы, вдохновляясь теми, что есть в учебнике.Положительная мотивация изучения русского языка