Презентация по литературе по рассказу А.А.Платонова Прекрасном и яростном мире


Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире» * А. Платонов работал в железнодорожных мастерских и на паровозе помощником машиниста * Что же делает Мальцева лучшим машинистом? виртуозный мастер, “вдохновенный артист»целиком и полностью поглощён любимым деломчувствует машину всем своим существом, точно она живой организм * Как вы понимаете эти слова? “Глаза Александра Васильевича глядели отвлечённо, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся ему навстречу, – даже воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновенье голову за воробьём...” профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить своё влияние мастера-владыки и на него. * “Он вёл состав с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в своё внутреннее переживание и потому властвующего над ним”. * А что вы можете сказать о его взаимоотношениях с товарищами по работе? Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным Мальцеву? В отношении Мальцева к членам бригады отчётливо ощутимо недоверие.Приведите примеры Стр. 124 Стр. 125 * «Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал своё превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины”. * Почему Мальцев никому из помощников не стремится передать мастерство? Стр. 125Стр. 126 * ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ Букса-а) деталь в колесе вагона б) сам вагонв) крыша вагона Тендер-А) запасная дверьБ) вагон для запасов водыВ) паровоз Реверс-а) поклонб) приборв) труба вагона Инжектор-а) человек, проверяющий путиб) светофорв) насос * Петарда-а) фуражка машинистаб) снаряд сигнальный для остановки поездав) кобура.Бандаж-а) приспособление для колесаб) рычагв) рельсы Наволочь-а) тучиб) мешокв) снег Кичиться-а) радоватьсяб) хвастаться в) плакать * Кучный- А) серый Б) прозрачный В) густой * – Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу? * – Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев? * «…я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека: я почувствовал тайный, неуловимый расчёт этих сил – в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня <...> я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей” – гл. 4 * – А как думаете вы, почему же они поражают лучших представителей рода человеческого? * Вспомним, как изображена в рассказе “роковая” встреча главного героя с приближающимся атмосферным фронтом: стр. 127 (гл. 4) * Мальцев “на огромной скорости вёл курьерский поезд в хвост товарному” составу * Следствие * Каким автор изображает следователя? (Недоверчивым, равнодушным).Почему следователь говорит о тюрьме? (Мог создать аварийную обстановку).  * – Как ведёт себя Мальцев во время следствия? он почти не защищаетсяПриговор встречает смиренно, хотя в конфиденциальной беседе с помощником и утверждает, что “прав, а не виноват”. * – Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”? *  Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом “яростном” мире? Следует “бороться, искать... и не сдаваться”, несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам? * “Жизнь – борьба, в борьбе – счастье” Иван Александрович Гончаров * Иоганн Вольфганг Гёте “Быть человеком – значит быть борцом”“ Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой” * Чарльз Диккенс “Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил” * Максим Горький “...люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами” * Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей прошлого. Какой, по их мнению, должна быть жизненная позиция человека? “Жизнь – борьба, в борьбе – счастье” (И.А. Гончаров)“Быть человеком – значит быть борцом” (И.-В. Гёте)“Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой” (И.-В. Гёте)“Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил” (Ч.Диккенс); “...люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами” (М.Горький). * неудачный эксперимент * «…Я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека». * «Что лучше: свободный слепой человек или зрячий, но заключенный в тюрьму?»Почему Костя не успокаивается? (Пытается помочь). * “Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека... Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека. И я пришёл в ожесточение и решил воспротивиться, сам ещё не зная, как это нужно сделать”. * Удастся ли победить слепые, неведомые силы, обрёкшие человека на “безжизненную участь”? * – Почему рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз?– Что помогло прозреть ослепшему герою? рассказчик “разрешил” своему подопечному гораздо больше “...я посадил Александра Васильевича на своё место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки”. * Но только ли жалость подвигла рассказчика на такой рискованный шаг? “Я смотрел на своего учителя с тайным ожиданием...– Закрой пар! – сказал мне Мальцев.Я промолчал, волнуясь всем сердцем”. Почему же разволновался Константин? * Как представлены в рассказе 2 мира? Прекрасный РадостьТворчествоКрасота природы ВраждебностьСтихия Неудачи Болезни Против Мальцева:грозаслепота (беспомощность) равнодушие людей * Яростный Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Как вы понимаете смысл названия рассказа “В прекрасном и яростном мире”?»; «Быть человеком – значит быть борцом» (И.-В. Гёте) (на литературном материале и по жизненным впечатлениям); «Тема нравственной слепоты и духовного прозрения в рассказе». * Использованные ресурсы: fotki.yandex.ruhttp://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=351900&repostid=0http://fotki.yandex.ru/users/macavity-68/view/81812/ salikhov.livejournal.comhttp://salikhov.livejournal.com/ http://news2.ru/page627/johngushue.typepad.commages.yandex.ru › Гончаров И. А. ПортретПортрет Ч. Диккенса www.biblioclub.rubiography.sgu.ru www.proza.ru – инвалид по зрению *