Разработка урока литературы по рассказу А.Платонова Юшка


Настоящая фамилия (1899 псевдоним1951) Платонов Тема урока: Уметь любить человека рассказ «Юшка» Андрея Платоновича Платонова Климентов Цели урока 1. Обучающая: 2. Развивающая: 3. Воспитывающая: Помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя Развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; интерпретировать художественный текст Воспитывать высокие нравственные качества, как доброта, ответственность, милосердиеи интерес кпроизведениям А. Платонова Ход урока Литературная игра по рассказу А.П.Платонова «Юшка» Выполняя задания, получите наградные баллы и станете обладателями одного из почётных титулов:I – «Исключительный читатель»II – «Замечательный читатель»III – «Внимательный читатель» Проверка домашнего заданияКакова тема и идея рассказа? Что воспевает автор? Тема: Взаимоотношения между людьмиИдея: Побеждай зло добромВ “Юшке” Платонов воспевает добро I ЭТАП Разминка ВступлениеВ начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии. ФиналВ заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечила людей от туберкулеза. Ее все знали, как дочь доброго Юшки. II ЭТАП Анализ текстаПлатонов – мастер детали Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа? (Глаза, в которых всегда стояла влага).Да, глаза – зеркало души. Душа Юшки плачет. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим.Какие эпизоды, связанные с Юшкой, произвели на вас особенно сильное впечатление? (Отношение детей к Юшке; отношение взрослых; минуты, проведенные Юшкой на природе; похороны Юшки). 1. Счастливые мгновения в жизни Юшки: Это минуты, проведенные на природе. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой2. А как часто бывал Юшка наедине с природой? Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учебу3. Характер Юшки? Добрый, жалостливый, чуткий к чужому несчастью4. Кому же помешал Юшка? Веселому прохожему5. Чем закончилась встреча прохожего и Юшки? Прохожий толкнул Юшку и ушел домой пить чай. Юшка оставался там и больше не шевелился. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Поединок» Дети Юшка переставали играть, бежали, кричали …ничего не отвечал и не обижался …поднимали ветки и бросали… шел тихо и не закрывал лицо …снова окликали, бросали, трогали и толкали …шел и молчал опять толкали и кидали комья земли не трогал и не отвечал сильнее толкали…кричали вокруг Юшки …говорил делали слишком больнорадовались молчалрадовался Вывод: остались довольны Вывод Не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут нормальной естественной реакции зла в ответ на зло.Юшка верил, что дети любят его Каким предстает прохожий? (Жестоким и черствым человеком ) . чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее стало бы без тебя Первый и последний раз Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя все время терпеть. Вывод Что значит уметь любить человека по Платонову?Быть добрымуметь сострадатьне причинять людям больлюбить человека Условия конкурса: составить «рассыпавшуюся» фразу из рассказа.На выполнение задания 2 минуты. За правильный ответ 5 баллов. Соберите, пожалуйста, из этих слов предложения. 1. Верил, дети, он, что, любят, его, что, нужен, им, не умеют, они, только, любить. 2. Не скрывал, своей, существам, любви, к, живым. Проверь себя! Он верил, что дети любят его, что нужен им, только они не умеют любить человека.Юшка не скрывал своей любви к живым существам. IV этапКонкурс: «Продолжить текст» Условия: зачитывается фрагмент текста, вам надо закончить фразу, как можно ближе к тексту. На обдумывание – 1 минута. За правильный ответ – 5 баллов.1. Когда Юшка рано утром шёл по улице в кузницу,… А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди…2. После его смерти «жить людям стало хуже»… Исходный текст Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел… После его смерти «жить людям стало хуже»- некуда было деть свою жестокость, злобу и ненависть, которые теперь сидели в людских сердцах. Юшка наедине с природой В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел в белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала…Вывод: Сохранить свою доброжелательность к людям Юшке помогало единство с природой: она давала ему силы, продлевала его жизнь Физминутка Исходное положение - сидя, руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 2 раза. Исходное положение - сидя, поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой. Повторить 2 раза. Заключение урока Героями произведений Платонова были люди необычные, непохожие на других. Писатель стремился к тому, чтобы объяснить людям, что уважения и интереса достойны все люди без исключения.У героя есть вполне обычное имя Ефим Дмитриевич, но люди не помнят его и называют по-своему - Юшка.Что означает имя Ефим Дмитриевич?Ефим - благожелательный, священный.Дмитрий – от имени греческой богини плодородия Деметры. Вечная красота Юшка видел красоту мира, заботился о живом существе - девочке-сироте, умел сострадать людям.Но добро не может уйти из жизни бесследно: девочка-сирота, о которой заботился Юшка, осталась с теми, кто, собственно говоря, и извел Юшку, хотя могла уехать. Не местью, а добром и заботой продолжила она дело Юшки, сострадая больным и ослабевшим. Вот та вечная красота, которую не смогли разглядеть люди, прожившие почти полвека вместе с добрым, всепрощающим Юшкой. Домашнее задание В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Напишите о том, как вы понимаете слово “сострадание”. Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?Строками из поэтических произведений высказать свое отношение к поднятой на уроке проблеме. Например: «Досадно мне, когда невинных бьют». (В. Высоцкий) Подведение итогов конкурса I – «Исключительный читатель»II – «Замечательный читатель»III – «Внимательный читатель» Подсказки-конструкции: В произведении ... (автор, название) говорится о ... .Героями произведений Платонова были люди необычные…У этого героя есть вполне обычное имя (кто?), но люди не помнят его и называют по-своему…Не местью, а добром и заботой продолжила она (кто именно) дело Юшки, сострадая больным и ослабевшим СИНКВЕЙН _______________СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ________________ _________________ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ________ ___________ ____________ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ_______________________________________ ФРАЗА – НАСТРОЕНИЕ _________________________ РЕЗЮМЕ Доброта Нежная, гуманная помогает, вдохновляет, спасает Доброта – это отзывчивостьЧеловеколюбие Рефлексия Что я узнал на уроке?Я понял(а), что…