Презентация к мастер-классу «Формирование толерантного сознания учащихся и педагогов»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» «Формирование толерантного сознания учащихся и педагогов»НОВОАЛТАЙСК , 2014г Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу Что такое толерантность? Толерантность - «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира». Декларация принципов толерантности. 1995 г. Толерантность - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этническими, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. - это умение жить в мире непохожих идей и людей. - это язык добрых дел и слов - это единство в разнообразии ТОЛЕРАНТНОСТЬ НЕМНОГО ИСТОРИИ: Шарль Талейран – французский политический и государственный деятель, дипломат, министр иностранных дел в 1797-1799. Один из самых выдающихся дипломатов, мастер тонкой дипломатической интриги. Это был человек, талантливый в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем без ущемления интересов других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Шарль Тайлеран видел в понятии Толерантность :Признание - способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие- положительное отношение к таким отличиям. Понимание - умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Воспитание толерантности у учащихся. Задачи по воспитанию культуры толерантности: Начальная школа – научить ребёнка принимать другого как значимого и ценного, а к своим собственным взглядам относиться критически. Подростковый возраст – заложить основы социального поведения личности (бесконфликтность, позитивное отношение к другим, коммуникабельность) Старшеклассники – политическая осведомлённость, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс, способность встать на защиту другого, независимо от национальности, справедливость в отношениях с людьми. Внеклассная совместная деятельность. Эффективность ее повышается, если учащиеся сознают цели общего дела, находят в ней личностный смысл, настроены на совместную работу. Планирование, организация и подведение итогов проводится совместно с педагогом. Каждый может реализовать себя, добиться успеха, но и проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело. Создаются ситуации свободного выбора, отсутствует давление со стороны педагога. Формы работы с учащимися: Проведение классных часов, психологических, деловых игр, мероприятий по данной тематике. Переписка с детьми других стран. Экскурсии в музеи, посещение выставок, поездки по стране и за рубеж для знакомства с культурой разных народов. Проведение праздников старшими учениками для младших (вожатский отряд).. Просмотр мультфильмов, художественных фильмов с последующим обсуждением по данной тематике. Формы работы с учащимися: Праздники: День Пожилого человека, День Матери, 8 Марта, День защитника Отечества. Мероприятия по формированию гражданско – правовой культуры. Флеш – моб. Неделя толерантности. Фольклорные праздники. Оформление стены толерантности. Работа школьной газеты «Я+ТЫ+МЫ». Игры на развитие толерантности, тренинги, беседы, викторины . Различные семейные праздники. Воспитание толерантности должно осуществляться по формуле: «родители+ дети+ учителя» Сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.(Родительские собрания, лекции) Патриотизм – источник этнической толерантности. Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения. И.А. Ильин Развитие толерантности - роль учителя. Осознаёт, что его воспринимают как образец для подражания. Осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов. Поощряет творческие подходы к решению проблем. Обеспечивает условия для совместной деятельности участников образовательного процесса, условия для личных достижений учащихся. Не поощряет агрессивное поведение детей. Содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку плана совместных действий. Учит мыслить критически и умеет ценить позиции других. Ценит культурное разнообразие, создаёт условие для признания культурных различий в жизни. Алгоритм воспитания толерантности классными руководителями: Поиск общего языка с учащимися класса; преодоление конфликтов учащихся с педагогами; разрешение конфликтов между одноклассниками; решение конфликтов учащихся класса с другими учащимися школы. Я пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдать твои надежды, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы оправдать мои надежды. Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь. Деловая игра :«Строим город толерантности». Цели: 1. Воспитание чувства толерантности к окружающим людям, к мнению другого.2. Совершенствование умения аргументировать свою точку зрения.3. Развитие умения анализировать свою деятельность. 1. Заполнение опросных листов. Черты толерантной личности А Б расположенность к другим снисходительность терпение чувство юмора чуткость доверие альтруизм терпимость к различиям умение владеть собой доброжелательность умение не осуждать других гуманизм умение слушать любознательность способность к сопереживанию Инструкция по заполнению бланка:Сначала в колонке «А» поставьте “+” напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; “ -- “ – напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены; в колонке «Б» поставьте “+” напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк остается у вас, о результатах никто не узнает, поэтому можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 5 минут. Итак, в нашем городе толерантности будут жить ….., ……… и ……. люди. Ситуация: Представьте, что в нашем городе есть магазины, магазинчики и маленькие волшебные лавки, в которых есть весьма необычные вещи: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Правила игры: Продавец обменивает покупателям одни качества на другие. Покупатель может приобрести одну или несколько вещей, которых у него нет (в его опроснике эти качества выражены у него слабо). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько ему нужно терпения, зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке (в опроснике – выражено сильно). Какие качества присущи толерантной личности? Какие качества характерны для интолерантной личности?Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности? «Правила жителей города толерантности». Что вы считаете самым главным в характере и поведении человека? Какими мы должны быть с вами, чтобы с нами было приятно общаться, чтобы у нас было много друзей? 1.Сегодня я участвовал в работе мастер - класса, и мне… 2. На мастер-классе я проявил себя…,и это мне… Всем спасибо за проделанную работу!