Организационно-методическое обеспечение здоровья учащихся начальных классов в общеобразовательном учреждении


Выпускная квалификационная работаОрганизационно-методическое обеспечение здоровья учащихся начальных классов в общеобразовательном учреждении Выполнила:Студентка 4 курса очного отделенияМокроусова Валентина БорисовнаНаучный руководитель:Д.б.н. Ионов Станислав Николаевич Актуальность исследования Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов. Проблема исследования: У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.Цель исследования: выявить эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.Объект исследования: особенности формирования представлений о здоровом образе жизни в младшем школьном возрасте.Предмет исследования: формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни младших школьников. Гипотеза исследования Формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании методов и приемов, соответствующих возрастному развитию младших школьников, а именно игры, викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования. Задачи исследования 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».3. Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни младших школьников.4. Разработать критерии сформированности знаний о здоровом образе жизни.5. Выявить и экспериментально проверить эффективность форм и методов формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников. Методы исследования 1. Теоретический анализ психолого- педагогической и валеологической литературы по теме исследования; 2. Наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент. 3. Математический анализ результатов с помощью Т-критерия Стьюдента. Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ «Начальной общеобазовательной школы №13» Диаграмма 1. Результаты диагностики младших школьников по уровням сформированности знаний о ЗОЖ. Диаграмма 2. Динамика изменений представлений о ЗОЖ у младших школьников. Диаграмма 3. Уровни знаний о строении и функциях организма человека. Выводы Знания о здоровом образе жизни у учащихся необходимо формировать в младшем школьном возрасте. Лучший метод для формирования знаний о здоровом образе жизни – здоровье сберегающая педагогика. Многие педагоги применяют методы для формирования знаний о здоровом образе жизни. Здоровье - высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свое здоровье умеет далеко не каждый. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Спасибо за внимание!