Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ


Коррекционно-развивающая программапо развитию эмоционально-волевой саморегуляции у школьников с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий«Шаг за шагом» МБОУ Школа № 105 Куйбышевского района г.о Самара осуществляет образовательную интеграцию детей с ОВЗ и детей с особенностями психофизического развития. Поэтому мы работаем над решением следующих задач:создание безбарьерной, пространственной среды, включающей свободный доступ как в учреждение образования, так и в его помещения;создание доступного развивающего пространства;пропаганда инклюзивных процессов в образовании;воспитание культуры толерантного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития в социуме школы как фактора, способствующего повышению качества процесса и результата образовательной интеграции. Актуальность:Детям с ОВЗ и ОПФР прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая на­полняемость класса (23-25 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуж­дения и формированию эмоцио­нальной культуры детей.В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные вза­имоотношения не только между учи­телем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. формы, методы и приемы:Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (трудолюбие, старательность). Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положи­тельно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенкаДемонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятель­ной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи;ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).Обзор популярной литературы, фильмов, мультфильмов содержание которых формирует систему отношений к данной категории детей. Материально технические условияЗал для занятий; спортивный инвентарь для развития крупной моторики;коврики для выполнения статических упражнений и проведения сеанса психофизической релаксации (в положении лежа); аудио и видеоаппаратура; доска SMARTсредства для изобразительной деятельности. Характеристика группы:В группе 12 учащихся детей с ОВЗ 5-8 классов МБОУ СОШ №105. Дети имеют статус ОВЗ, речевую патологию, особенности психоэмоционального развития, ЗПР, инвалидности –нет. По результатам психологического обследования школьники имеют: низкие познавательные способности, чрезмерную утомляемость, нарушения поведения и общения, изменение эмоционально-волевой сферы, отсутствие умения организовать целенаправленную деятельность. Группа открытая. Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Программа рассчитана на учащихся 5-8- х классов. Группа может быть сформирована из учеников разного возраста. Участники программы могут иметь разную степень ограничения возможностей здоровья, могут быть как мотивированными, так и слабо мотивироваными. Уровень физической подготовки-любой. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.Продолжительность курса. Состоит из 30 занятий, которые проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность занятий. 45–60 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе — 4–16 человек. Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи». Цель: Содействовать развитию эмоциональной сферы личности, укреплению здоровья и социальной адаптации детям с ограниченными возможностями здоровья. Задачи программы:1.Содействовать накоплению положительного эмоционального опыта.2.Формировать адекватную самооценку.3.Способствовать развитию когнитивных способностей ребёнка.4.Развивать навыки межличностного взаимодействия с окружающими.5.Развивать произвольную регуляцию поведения.6.Повысить физическую активность. Данная программа позволяет школьникам в доброжелательной обстановке улучшить психологическое и физическое здоровье. Способствует преодолению барьеров в общении, снижению психического напряжения. Ожидаемый результат. В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию эмоционально-волевой саморегуляции с использованием здоровьесберегащих технологий, обучающиеся должны: Знать: Основы ЗОЖ, основные эмоции, чувства и приемлемые способы их выражения, приемы эмоциональной саморегуляции и снижения нервно-мышечного напряжения. Уметь:адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человекапроявлять саморегуляцию в общении и деятельности.  длительное время удерживать вниманиебыстро переключаться с одного вида действий на другойрегулировать свою деятельность. В результате работы - повышение активности и самостоятельности у учащихся; коррекция самооценки, улучшение показателей внимания и памяти, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Структура занятия:Каждое занятие включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания. 1 этап: Разминка- настрой детей на активную работу и контакт друг с другом. На этом этапе выполняются игры на внимание и подвижная игра. 2 этап: Психомышечная тренировка. Задача: работа с мышечными ощущениями. Работа с использованием спортивного инвентаря и на тренажерах. Здесь необходимо соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений:напряженных и расслабленных;резких и плавных;частых и медленных;вращений тела и прыжков;свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами, 3 этап: Эмоции. Психогимнастика.Задача: работа над воспроизведением чужих эмоций, умением фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций. 4 этап: ОбщениеЗадача: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга. Это могут быть эмоциональные контакты посредством пантомимы, обмена ролями партнёров5 этап: ПоведениеЗадача: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Ей отвечает сюжетное и психологическое содержание упражнений, взятое из бытовых ситуаций и конфликтов: ссоры, стеснительность, переживание наказания, обиды и т. д. 6 этап: Саморегуляция. РелаксацияЗадача: снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного настроения, приведение в равновесие эмоционального состояния, улучшение самочувствия. Обычно это или релаксационный комплекс или гимнастика, самомассаж, аутотренинг, дыхательная гимнастика, арттерапия, цветотерапия. Преимущество взаимодействия детей «нормы» и детей с ОВЗПреимущества социального характера:развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;обогащение социального (коммуникативного, нравственного) опыта детей;развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие;Преимущества психологического характераисключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;Преимущества медицинского характера:подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;Преимущества педагогического характера:рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации. Преимущество взаимодействия детей «нормы» и детей с ОВЗДети с нормативным развитиемДети с ОВЗРазвитие эмпатии, гуманности, альтруистического поведения, толерантного и терпимого отношения к «особым детям», восприятие их как полноценных и равных себе членов обществаУвеличение контактов с окружающими, развитие навыков межличностного взаимодействия через принятие различных социальных ролей и позиций, повышающих адаптационные возможности детейАктивизация познавательного развития через социальные акты коммуникации и имитацииПодражание принятому в обществе типу поведения как поведенческой норме конкретного социумаРазвитие самостоятельности посредством предоставления помощиУстранение социальной изоляции детей, усиливающей патологию и ведущей к развитию отклоненийПредотвращение формирования чувства превосходства или комплекса неполноценностиОсознание необходимости адекватно познавать себя и других людей Мероприятия :Выставка рисунков «Мир глазами ребенка»Спортивные праздникиЭкскурсииМузыкальный калейдоскоп «Минута славы»Индивидуальные консультации родителей по социально-правовой поддержке детей с ОВЗ, вопросам их воспитания и обучения.Индивидуальное консультирование учителей, выступления на родительских собраниях, подготовка памяток для классных руководителей. Праздничные концерты, выставки, спортивные праздники дают возможность учащимся с ОПФР показать себя наравне с другими ребятами. Оценка эффективности коррекционной программы:На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием обучающихся. В начале и в конце учебного года проводятся диагностические процедуры:Исследование самооценки с помощью методики Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена позволяет измерять как общий уровень социального интеллекта, так и частные способности к пониманию поведения (способности предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию поведения, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия).Методика "Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)". Опросник направлен на оценку самочувствия, активности и настроения.Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппинг-тест).Корректурная проба (тест Бурдона) для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания.Для исследования памяти использовались:тест Чередниковой Т.В. «9 геометрических фигур»методика В. Истоминой «25 картинок». Анкетирование. Дети научились анализировать собственные эмоции и поведение.Дети научились выбирать наиболее эффективные стратегии эмоционального реагирования.Дети научились выражать собственные чувства и понимать чувства других.Дети усвоили эффективные способы регуляций эмоций и выражения негативных эмоций социально приемлемыми способами.Таким образом, групповые занятия являются эффективным способом развития произвольной эмоциональной саморегуляции школьников. Нормативные документыПисьмо МОиН РФ 11.03.2016 Методические материалы ВК-452_07 от 11.03.2016.Письмо Минобрнауки России от 16.02.2015 №ВК-333/07 "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ(план действий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ)" Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Список литературы, использованной при разработке программы:Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. - Киров: Эниом, 1991. Фоминова А.н. Диагностическая программа по изучению эмоционального состояния и особенностей индивидуальной саморегуляции учащихся младших классов.- Н. Новгород, 2003.Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г., Пяткова О. М.; под редакцией М. Р. Битяновой. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками И. И. Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии СПб.: Речь, 2006.программа формирования эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы Н.П.Слободяник “Шаг навстречу” (2004); эмоциональное развитие детей И.О.Карелина (2006); М.И Чистякова “Психогимнастика” (1990); эмоционально развивающие игры сборник Т.Л. Шишовой “Застенчивый невидимка”(1997).Лабиринт души. Терапевтический сказки. Под редакцией О.В. Хухлаевой, О.Е. ХухлаеваПанфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). Генезис, М., 2005. Спасибо за внимание!