Презентация к роману И.С.Тургенева Испытание любовью


Испытание любовью
ЦЕЛИ РАБОТЫ:Показать, как меняется сущность Базарова.Помочь понять читателям, что происходило с Одинцовой и Базарова во время развития их отношений.

СОДЕРЖАНИЕ:Об автореИстория созданияРаскрытие темыМоё мнение о драмеСписок литературы.



ОБ АВТОРЕ:Тургенев Иван Сергеевич родился 9 ноября 1818 г., Орёл. Родители: Сергей Николаевич Тургенев, Варвара Петровна Лутовинова. Русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин

На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.Умер писатель 3 сентября 1883 г., Буживаль, Франция. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ: В начале марта 1861года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. Они, наконец, получили долгожданную свободу. На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. В этот сложный период Тургенев и создаёт роман «Отцы и дети».Это было произведение остро полемическое, отразившее борьбу двух противодействующих сил русского общества – либералов и революционных демократов. Столкновение этих «двух исторических сил» в период подготовки крестьянской реформы и нашло своё художественное воплощение в новом произведении писателя.

. Полное представление об истории текста романа «Отцы и дети» можно получить, только проследив все этапы работы писателя, начиная с первого упоминания о замысле романа и кончая выходом в свет отдельного издания.История создания романа заканчивается подготовкой отдельного издания 1862 года. В дальнейшем Тургенев не правил и не дополнял текста «Отцов и детей», ограничиваясь лишь устранением опечаток. Отдельное издание романа Тургенев посвятил В.Г.Белинскому.С выходом романа в свет началось оживлённое обсуждение его в печати, сразу же получившее острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление «Отцов и детей» специальными статьями и литературными обзорами

Роман Тургенева порождал разногласия и борьбу мнений как между политическими противниками так и в среде идейных единомышленников. Самыми известными отзывами на роман являются статьи М.Антоновича «Асмодей нашего времени» (журнал «Современник»), Д.Писарева «Базаров» (журнал «Русское слово» ), Н.Страхова «Отцы и дети И.Тургенева» (журнал «Время» ); известны также отзывы А.Герцена, Ф.Достоевского, М.Салтыкова –Щедрина, Н.Лескова и др. Споры продолжались и после смерти Тургенева. Базаров оказал большое влияние на самосознание демократии, с одной стороны, и на изображение её в литературе – с другой.

РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ:Итак, начнём с самого начала, с первой встречи Базарова с Одинцовой(она состоялась на балу у губернатора). Какое же первое впечатление они произвели друг на друга? Как только Базаров увидел её, он сразу обратил на неё внимание. «Это что за фигура?- проговорил он.- На остальных баб не похожа». И сразу же у него сложилось не очень хорошее мнение о ней «…Мне сейчас сказывал один барин, что эта госпожа- ой, ой, ой; да барин-то, кажется, дурак. Ну, а по-твоему, что она, точно- ой, ой, ой?». А вот Одинцова впервые услышав о Базарове от Аркадия, очень заинтересовалась им и даже захотела с ним познакомиться.Конечно, как только они познакомились поближе Базаров изменил своё мнение об Анне Сергеевне. Дальнейшее общение героев приводит к их сближению, они становятся интересны друг другу. Ещё бы, ведь Одинцова практически во всём поддерживает Базарова и разделяет его точку зрения.


Но и тут не всё так гладко. Были всё-таки такие грани в характере Базарова, которые как бы отталкивали Одинцову от него. «…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал своё удивление, почему не посадили в жёлтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами…». Но не смотря на это, Одинцова продолжала общение с Базаровым. Её ум был пытлив и ей были очень интересны рассказы Евгения, да и к тому же ей нравилось просто проводить с ним время. «…Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала.»Со временем их дружба начинает перерастать в нечто большее. И это «большее» , как не странно, наблюдается только со стороны Базарова. «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».Одинцовой, конечно же, нравиться Евгений, но это всего лишь симпатия и ничего больше.


Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал: « …в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе ». Отныне в герое живут два человека: противник романтических чувств и страстно любящий человек. Но сила любви оказывается сильнее принципов Евгения Базарова. И это возмущает его гордость. Одинцова вытянула из него признание. «Знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились» - восклицает Базаров. «Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу» - именно злоба! Злоба на самого себя. За то, что он не смог противиться этому дикому чувству. За то, что он не смог защитить свои принципы. Но его любовь, как мы уже указали, была безответной. Одинцова, конечно же, заинтересована этим молодым человеком, но она не любит его. Она дорожит своим общественным положением, своим личным спокойствием. «Нет,- решила она наконец,- бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Однако, отказ Одинцовой не сломил молодого человека, в отличие от Павла Петровича Кирсанова, который так и не смог оправиться от безответной любви к таинственной графине Р. Базаров, пережив и признание, и переступив свою гордость, оказался сильнее. Он с головой уходит в работу и уезжает домой, к родителям. Но любовь все еще жива в его сердце. И она не покинет его до самой смерти(но о смерти немного по позже)Попробуем представить, что Одинцова не отказала Базарову. Возможен ли в этом случае другой исход их отношений? Скорее всего нет. Они люди совершенно разных мировоззрений, не смотря на то, что Одинцова всегда поддерживала Базарова и разделяла его точку зрения. Он бы не смог дать ей того тепла, которого она действительно заслуживала и желала, а она просто бы этого не выдержала. Их счастье было бы не долгим, да и могло оно ли быть вообще? Базаров нигилист, отрицающий всё на свете, а Одинцова простая женщина, желающая полюбить и быть счастливой. Отсюда напрашивается вывод, что, скорее всего, нет.

Полностью все грани их характеров были раскрыты в сцене прощания Базарова с Одинцовой. Он осознаёт то, что обречён и принимает неизбежность близкой смерти. Именно в этот момент в нём выявляется вся сила и мощь его личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров должен перед лицом смерти совершить всё на что способен. Он мужественно принимает свою смерть и, даже находясь в таком состоянии он все ещё продолжает критиковать себя и рассуждать как нигилист : «…Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а ещё топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта- как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Всё равно: вилять хвостом не стану ».А вот Анна Сергеевна в этой сцене проявила великодушие и также бесстрашие. Не побоясь заразиться этой смертельной болезнью, она пришла проститься с Базаровым. «Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу».На этом и заканчивается их история, но не заканчивается история самого романа. Автор показывает, что жизнь продолжается и то, что вечно : любовь, земля, небо, всегда остаётся с нами.


МОЁ МНЕНИЕ: Я считаю, что Базаров и Одинцова были с самого начала обречены. Конечно же, я вижу их вместе и даже вижу Базарова в роли её мужа. Но это не могло бы долго продолжаться. Во-первых, они совершенно разные, в том смысле, что у них различные взгляды на жизнь. Во-вторых, Базаров сам по себе человек очень «холодный» , а Одинцова наоборот, ей хочется полюбить, «согреться» благодаря этому чувству, которое долгие годы обходило её стороной. Исходя их всего этого можно уже сказать, что им просто не суждено было быть вместе. А если и суждено, то их отношения в любом случае долго бы не продлились.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Роман «Отцы и дети».www.wikipedia.ruwww.a4format.ru

Спасибо за внимание!