Организация профилактики и предупреждения распространения детского суицида в образовательных учреждениях


Организация профилактики и предупреждения распространения детского суицида в образовательных учрежденияхМетодические рекомендациидля педагогов Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем, причем частота этого явления постоянно растет. В Европе суицид является ведущей причиной смерти среди мужчин молодого и среднего возраста. У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место.По данным Всемирной организации здравоохранения Россия находится на третьем месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов и на первом месте по числу суицидов среди молодежи (14-24 года) неразделенная любовь1конфликты с родителями и сверстниками32страх перед будущим43одиночество4Основные причины суицида несовершеннолетних:Не успешность (в учёбе, в работе)5 Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь.Согласно определению Всемирной организации здравоохранения суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибелиСуицидальное поведение — стремление человека покончить жизнь самоубийством. Демонстративное поведение в основе этого типа лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба (крик) о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. Чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения суицидального повешения.С данным типом суицидального поведения необходимоработать психологу на предмет налаживания эффективных взаимоотношений ребенка с той социальной группой, которая является травмирующим источником, это могут бытьсемья, сверстники, педагоги, другие лица.1Мотивы рассматриваются типологией суицидального поведения, куда входят: Аффективное суицидальное поведениедействия, совершенные под влиянием ярких эмоций. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, сильный страх - затмевают собой реальное восприятие подростком действительности. Чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами. Этот тип суицидального поведения труден в коррекции. Подростки должны находиться под неявным (скрытым от него) наблюдением педагогических работников и родителей. В критические моменты им необходима положительная психологическая поддержка.2Мотивы рассматриваются типологией суицидального поведения, куда входят: Истинное суицидальное поведениехарактеризуется продуманным планом действий. Ребенок готовится к совершению суицидального действия. При таком типе подростки почти всегда оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. Прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты. Истинное суицидальное поведение можно определить по изменению в поведении ребенка (отсутствие активности, раздача вещей, завершение важных дел, философские высказывания). Данный тип суицидального поведения самый трудный для проведения коррекционных мероприятий, так как человек, особенно на последней стадии, не имеет мотивации к работе над проблемой.3Мотивы рассматриваются типологией суицидального поведения, куда входят: Ситуационные индикаторыэто особенности сложившейся ситуации, которую человек воспринимает как кризис: смерть близкого человека, развод (в том числе развод родителей), сексуальное насилие, ревность, систематические избиения,одиночество, публичное унижение, подражание кумиру и другие. Эскейп-реакции (уход из дома, прогулы школы и т.д.)1Поведенческие индикаторы:Самоизоляция от других людей и жизни2Частое прослушивание траурной и печальной музыки6Резкое снижение повседневной активности3Изменение привычек, несоблюдение правил личной гигиены4Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью5Нарушение дисциплины и снижение качества учебы, работы7Приобретение средств для совершения суицида8Приведение дел в порядок (раздаривание личных вещей)9 Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего31Когнитивные индикаторы:Представление о мире как о месте потерь и разочарований32Представление о будущем как бесперспективном33«Туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида34 Признаки депрессии (признаки паники, тревоги, отсутствие внимания, бессонница и др.)42Эмоциональные индикаторы:«безразличие к своей судьбе», отчаяние, переживание горя41Несвойственная агрессия или ненависть к себе, гнев43Вина или ощущение неудачи, поражения44Чрезмерные опасения или страхи45Рассеянность и растерянность46 Примерная шкала оценки суицидального риска (по рекомендациям ВОЗ):1. Риск отсутствует. По сути, риска нанесения себе вреда не существует.2. Незначительный. Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда, известно всего лишь несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно, но суицидальные идеи присутствуют. У индивидуума нет определенных планов, и не было попыток самоубийства в прошлом. 3. Умеренный. На лицо обдумывание планов и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом. Присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого плана. 4. Высокий. Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе вред, или известно, что у индивидуума были многочисленные попытки самоубийства в прошлом, наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи сопровождаются хорошо продуманным планом и средствами для выполнения этого плана. Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие надежд на будущее, отвергает предлагаемую социальную поддержку. Религиозные, культурные и этнические ценности2Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе33Представление о неиспользованных жизненных возможностях47Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба5Установки и переживания, препятствующие реализации суицидальных намеренийПоддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей1Зависимость от общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих46Конструктивное использование досуга44Представления о позорности, греховности суицида48Наличие эстетических критериев в мышлении (нежела­ние выглядеть некрасивым даже после смерти)49 Задачи педагогического коллектива по профилактике суицидов среди несовершеннолетних п. 15 ч. 3 ст. 28 части 1-3 ст.42Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ Наиболее частые причины, вызвавшие суицидальные реакции{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Причины%Конфликты в семье51Личные взаимоотношения по гендерному типу24Психическая неуравновешенность, депрессия5Материальное положение3-4Неуспеваемость, смерть близкого человека, демонстративное поведение, алкогольное опьянение, уход от ответственности и т.д.