Обучение учащихся методу проектов на основе технологии МПЦУ (мотивационного программно-целевого управления) И.К.Шалаева


Обучение учащихся методу проектов на основе технологии МПЦУИ.К.ШалаеваКаптелова Н.В., учитель физики МОУ «Гимназия №79» г.Барнаула Анализ ситуации в образованииАктуальные подходы к образованию:компетентностныйдеятельностныйздоровьесберегающий личностно-ориентированный развивающийтехнологический Мотивационное программно-целевое управление (И.К.Шалаев) - не частная теория, узкопрофильная и приземлённая, а действительно концепция: практико-ориентированнаяполидисциплинарнаяинтегративнаятехнологичнаяметодологическая - поэтому универсальная, что позволяет ей проникать во все сферы, где обнаруживает себя управление людьми. Мотивационное программно-целевое управление (И.К.Шалаев)Технология организации эффективной педагогической деятельностиформирование дерева целей (хочу – могу – делаю – получаю)разработка адекватной исполняющей программыреализация управляющей программы (а – Пдц – Рип – п – о – к – р) Мотивационное программно-целевое управление (И.К.Шалаев)Законы эффективности МПЦУЗакон дерева целейЗакон социально-психологической стратегииЗакон социально-психологической тактикиСпецифические методы МПЦУ:СКС (создание ситуаций критической самооценки)СДИ (создание ситуаций делегированной инициативы)СУ (создание ситуации установки)ОДС (создание организационно-деятельностных ситуаций) Из опыта работыПедагогический проект «Организация итогового повторения курса физики 7 класса через защиту проектов» с использованием МПЦУ (И.К.Шалаев) Генеральная цель«Обучить учащихся основам проектной деятельности через выполнение учебных проектов в рамках итогового повторения курса физики 7 класса» Системный анализ: факторы, препятствующие достижению ГЦОтсутствие или низкий уровень знаний учащихся о проектной деятельностиОтсутствие психологической готовности учащихся к проектной деятельностиОтсутствие технологической готовности учащихся к проектной деятельностиНежелание дополнительной внеурочной работы Дерево целей «Хочу – могу – делаю – получаю»«Хочу» –формировать психологическую готовность к овладению методом проектов«Могу» – обеспечить технологическую готовность учащихся к проектной деятельности«Делаю» – реализовать учащимися свои психологические и технологические возможности«Получаю» - овладение учащимися основами проектной деятельности через выполнение ученических проектов по курсу физики Дерево целей   Цель «Хочу»: обеспечить психологическую готовность учащихся к овладению методом проектов 1. Информировать о ценности проектных умений для современного человека, перспективах личностного роста2. Объяснить суть проектной деятельности3. Аннотировать перечень возможных тем проектов4. Представить варианты выполнения (а как бы сделал я?)5. Обеспечить возможность раскрытия и реализации творческих способностей каждого ученика6. Сформировать уверенность в успешном выполнении проекта («знаю как» и работа в группе)7. Предложить размещение лучших проектов на сайте гимназии8. Обосновать необходимость выполнения проекта как требование учебной программы Норма-образецУченик:Осознаёт ценность проектных умений для себя как современного человека, перспективы собственного личностного ростаПредставляет в целом сущность проектной деятельностиПредставляет перечень возможных тем проектовПредставляет возможные варианты выполненияПредставляет возможности раскрытия и реализации своих творческих способностей, наклонностей, талантовИмеет желание выполнять проект Имеет уверенность в успешном выполнении проектаИмеет стремление сделать достойный проектПонимает необходимость выполнения проекта как требование учебной программы10 Настроен работать в группе Цель «Могу»: обеспечить технологическую готовность учащихся к проектной деятельности9. Расширить кругозор проявления физических явлений в природе и их использования в практике человека через использование дополнительной информации10. Разъяснить этапы проектной деятельности 11. Научить осуществлять поисковый этап (определение темы, цели, обсуждение структуры проекта, создание рабочей группы и распределение ролей и поручений, планирование работы, выбор формы конечного продукта, выработка критериев оценки)12. Научить осуществлять аналитический этап (сбор информации, её анализ и обработка, структурирование содержательной части) 13. Научить осуществлять практический этап (оформление проектной папки, выполнение творческих работ, подготовка презентации проекта, осуществление текущего контроля, корректировка) 14. Научить осуществлять презентационный этап (обсуждение сценария защиты, защита проекта, публичное представление результатов)15. Научить осуществлять рефлексивный этап (контроль, анализ, оценка деятельности)16. Научить работать с разными источниками информации, в том числе Интернет17. Обеспечить умение работать в программах Office Word, Power Point (взаимообучение, консультации учителя ) 18. Научить осуществлять коммуникацию в группе, сотрудничество, вести диалог, оформлять и отстаивать свою позицию, проявлять толерантность Цели «Делаю»: реализация психологических и технологических возможностей1 Итоговое повторение содержания курса физики2 Формирование основ проектной деятельности3 Формирование учебно-информационных компетенций (нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, ИКТ)4 Формирование учебно-логических компетенций (структурирование и содержание процесса постановки и решения учебной задачи)5 Формирование учебно-управленческих компетенций (планирование, организация, контроль)6 Формирование учебно-коммуникативных компетенций (социальное партнёрство, ответственность, взаимопомощь, толерантность)7 Формирование оценочно-рефлексивных компетенций учащихся (самоанализ, самоконтроль, самооценка)8 Развитие творческих способностей  Норма - образецУченик Знает программный объём содержания курса физикиИмеет расширенный кругозор о физических явлениях, изучаемых в 7 классеОсвоил основы проектной деятельностиОбладает учебно-информационными умениями (нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач)Обладает учебно-логическими умениями (структурирование и содержание процесса постановки и решения учебной задачи)Обладает учебно-управленческими умениями (планирование, организация, контроль)Обладает учебно-коммуникативными умениями (социальное партнёрство, ответственность, взаимопомощь, толерантность Обладает оценочно-рефлексивными умениями (самоанализ, самоконтроль, самооценка)Умеет самореализовать свои творческие способности План{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы работы(сроки)Цель этапаСодержание работы1.(20.03 – 01.04)Предварительная презентация тем.Предварительный выбор темы, ревизия домашней библиотеки.2.(01.04 – 08.04)Знакомство учащихся со способом организации проектной деятельностиОрганизация рабочих групп (3 -4 человек)Выбор темы (темы повторяться не могут)Обсуждение структуры (плана) проектаВыбор критериев оценки3.(08.04 – 30.04)Освоение способа поиска и обработки информации в группеСбор и анализ информации.Отбор материала.Консультации учителя по информации.4.(01.05 – 10.05)Освоение способов оформления проекта, подготовки презентации, взаимодействия в группе. Консультация по оформлениюОформление проекта.Консультация по презентацииПодготовка презентации.5.(10.05 – 17.05)Освоение способа презентация проекта.Осуществление итоговой рефлексии.Оценивание проекта.Презентация проекта (время не ограничено)Вопросы аудиторииРефлексия группы (самоанализ и самооценка)Коллективное обсуждение оценки. Итоговая оценка. Норма-образец: структура проекта (продукта) и критерии оценки  1. Теория явления (темы проекта). Критерии оценки: краткость, существенность, соответствие уровня изложения возрасту и уровню 7 класса.2. Явление в природе. Критерии оценки: новизна фактов.3. Явление в практике человека. Критерии оценки: новизна фактов.4. Творчество (отражение темы проекта любыми творческими средствами: рисунок, сочинительство, поделки, фокусы, кроссворды и т.д.). Критерии оценки: самореализация Норма-образец: требование к оформлению проекта (продукт представляется в виде папки) Титульный листСодержаниеТеорияЯвление в природеЯвление в практике человекаТворчествоИсточники информации. «Получаю»: конечный продукт По данному сценарию ежегодно школу проектирования проходят все учащиеся 7 – 8 классов (за последние 5 лет около 900 учащихся, выполнено более 200 проектов)Подавляющее большинство учащихся позитивно оценивают свою проектную деятельность. Высказывают желание выполнять новые проекты.Учащиеся продолжают самостоятельно выполнять проекты, обучаясь в 9 – 11 классах, как творческие работы к текущим темам физики (популярны продукты – презентации Power Point, источник информации - Интернет)Ежегодно есть желающие выполнить проект на школьную, районную, городскую НПК. Ежегодно есть призёры на всех уровнях. Выводы:Знание законов МПЦУ повышает профессионализм учителя и эффективность его управленческой деятельности Закон дерева целей – обеспечивает успех целевой ориентации разработки адекватной исполняющей программы – гарантирует рациональность трудаЗакон социально-психологической стратегии – гарантирует рождение энергии направленного действияЗакон социально-психологической тактики – гарантирует рост всех параметров деятельности Технология МПЦУ гарантирует высокое качество управления, т.к. алгоритмична и основывается на трёх китах – мотивации, целеполагании, программировании, которые в свою очередь осуществляются на очень мощной психологической основе: