Презентация на тему: Способы разрешения конфликтных ситуаций в детском коллективе


Способы разрешения конфликтных ситуаций в детском коллективе Выполнила студентка 1к. магистр. оч-заочн.«Когнитивная психология в образовании»Злобина Наталья Алексеевна Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют Конфликты между детьми и подростками в пределах учреждения (школа, ДО), класса (группы) чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности учреждения. Конфликты между воспитанниками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на всю группу, в группе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д. Заниматься своевременной профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека. Конфликт (от лат. Conflictus - столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют -конструктивными.Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют - деструктивными. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Конфликтогены - это слова, действия (или бездействия), которые приводят к конфликту.Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности - эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть: КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТКонфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст ученика оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в учреждении, основным содержанием которой является обучение. В-третьих, специфика конфликтов между учащимися в современных условиях определяются нынешним укладом жизни, изменениями в социально-экономической обстановке, и как следствие неравенство в материальном обеспечении семьи. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и педагоги. Работа может проводиться по четырем основным направлениям: создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны педагогов, личный пример педагогов и родителей).оптимизация организационно-управленческих условий работы учреждения. Справедливое и гласное распределение духовных благ среди учеников. Не скупиться на похвалы, одобрение, призы. Создание «ситуации успеха».устранение социально - психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при учреждении, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и педагоги.блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Несколько правил по профилактике конфликтов, которые можно использовать в работе как с детьми, так и со взрослыми: Уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение.Следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете.Спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными. Не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала Научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. Чтобы показать человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза). Функции конфликтов Позитивные Негативные разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте получение новой информации об оппоненте увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом представление о побежденных группах, как о врагах стимулирование к изменениям и развитию чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе диагностика возможностей оппонентов сложное восстановление деловых отношений Управление конфликтами, посредничество в конфликтах Важно рассмотреть как действия самих участников конфликта, так и действия, роль посредника, которым может быть педагог.Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Рассмотрим прежде всего поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных; открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации; создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;определение существа конфликта. Для педагога надо знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности:неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза; определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность. Десять типичных ошибок конфликтующего человека Отстаивает свою точку зрения и не думает, как решить проблему. Ведет себя негибко, неспособен изменить тактику, переключиться на другое. Нетерпим к инакомыслию, не может перейти на другую позицию, пойти на компромисс. Мыслит стереотипно, стремится втиснуть решение в рамки существующих норм, традиций, правил. Отвлекается от основной цели на другие, побочные цели, уходит в сторону от главной проблемы. Видит только один путь решения или одну альтернативу, а не их многовариантность. Работает только в предметной области, не может рефлексивно анализировать и двигаться к взаимодействию. Создает препятствия для свободной, творческой полемики, генерированию идей, излишне критикует, нагнетает страх и т.п. Без нужды соглашается с мнением других, если они уступают, приспосабливаются или уходят от решения проблемы. Боится риска. Диагноз: «Ты обижен, унижен и оскорблен» Неприятное состояние. Почему оно возникает?Ты зафиксировал поведение (действие) «обидчика». Ты сравнил это поведение с тем, что ты ожидал или с тем, к чему привык. Обнаружил, что между реальной и «идеальной» ситуациями имеется расхождение, которое вызывает у тебя отрицательные эмоции, так как твоя потребность в уважении не удовлетворена. Рецепт: «Как избавиться от обиды!» 1. Попробуй понять связь между твоей потребностью в уважении и поведением «обидчика»:«Хотел ли своими словами (действием) обидеть меня?... Нет ли в этом другого смысла?... Может быть, я неправильно понял его?... Кроме того, не могу же я нравиться всем людям!... Значим ли этот человек для меня?...А если он ничего не значит для меня, то и его слова (действия) не имеют значения».2. Переоцени поведение человека:«Его слова (действия) действительно имели смысл унизить и оскорбить меня? Возможно, это — «рикошет»: его самого кто-то оскорбил, и потому он так себя ведет... Или он нападает на меня в качестве самозащиты и я неправильно себя веду?»3. Мои ожидания:«Реальны ли они?... Все люди подряд не могут уважать меня... Не слишком ли много я хочу от человека?... Не стали ли мои ожидания детскими иллюзиями?...И знает ли он (она) о том, как соответствовать моим ожиданиям?...».4. Удержи себя от мгновенной реакции на слова (действия) «обидчика»:Это — гнев и ответная агрессия. «Я могу сделать ему (ей) тоже больно, могу тоже унизить и оскорбить. Но нужно ли это мне? Разумно ли это?».5. Прими позу спокойной уверенности, и скажи беспристрастно, без оценки, не задевая личность:«Ваши слова меня обидели... Ваше поведение мне кажется оскорбительным… Если это будет продолжаться, то наши отношения прервутся».И такое твое поведение позволит лучше понять мотивы поведения другого человека. Вполне вероятно, что «обидчик» поймет твои эмоции, которых он и не предполагал, и не желал вызвать. 11 табу в конфликтной ситуации Нельзя:Критически оценивать партнера. Приписывать ему низменные или плохие намерения. Демонстрировать знаки превосходства. Обвинять и приписывать только партнеру ответственность. Игнорировать его интересы. Видеть все только со своей позиции. Уменьшать заслуги партнера и его вклад. Преувеличивать свои заслуги. Раздражаться, кричать, нападать. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера. Обрушивать на партнера множество претензий. 12 правил кодекса поведения в конфликте Дай партнеру «выпустить пар». Требуй обоснования его претензий или обвинений. Используй неожиданные приемы для погашения его агрессии. Свою негативную оценку подавай в виде отражения собственных чувств. Предлагай партнеру сформулировать желаемый конечный результат. Рассматривай проблему конфликта, как задачу из учебника и ищи ее решения. Дай партнеру «сохранить свое лицо». Отражай как эхо его высказывания, чтобы избежать непонимания. «Сохраняй и свое лицо», удерживайся в позиции «на равных». Не бойся компромисса и не уходи от извинений. Оформляй принятую договоренность. Не разрушай отношения. Фразы уверенности в себе Изложенные здесь психологические права личности позволят успешно противостоять разнообразным попыткам вовлечь вас в непродуктивное и манипулятивное общение и вывести из эмоционального и интеллектуального равновесия.Я имею право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя. Я имею право не оправдываться и не извиняться за свое поведение. Я имею право решать, должны ли вы брать на себя ответственность за чужие проблемы (есть ли мне дело до чужих проблем). Я имею право передумать, изменить свое мнение. Я имею право делать ошибки и отвечать за них. Я имею право сказать: “Я не знаю”. Я имею право не зависеть от того, как ко мне относятся другие. Я имею право быть нелогичным в принятии решений. Я имею право сказать: “Я не понимаю”. Я имею право сказать: “Мне наплевать…”, “Меня не волнует…”, “Меня не интересует…”.