Педагогические технологии XXI века: проблемное обучение, приёмы создания проблемной ситуации на уроках литературы (мастер-класс для учителей)


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА * * Трактовка понятия «педагогическая (образовательная) технология» «Технология» (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; др.-греч. λόγος — мысль, причина; методика, способ) – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.«Педагогическая технология» – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.«Педагогическая технология» – это содержательная техника реализации учебного процесса. «Педагогическая технология» – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. «Педагогическая технология» – системный метод создания и применения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. * * Современные педагогические технологии Образование – это индустрия, направленная в будущее.С.П. Капица1. Педагогические технологии, основанные на личностной ориентации образовательного процесса: а) педагогика сотрудничества; б) гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили; в) система Е.Н. Ильина (преподавание литературы как предмета, формирующего человека).2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: а) технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем (технология С.Н. Лысенковой); б) технология уровневой дифференциации; в) технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (автор – В.В. Фирсов); г) культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (автор – И.Н. Закатова); д) технология индивидуализации обучения (авторский коллектив – И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков); е) технология программированного обучения; ж) коллективный способ обучения (авторы – А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко); * * з) групповые технологии (включая групповой опрос, общественный смотр знаний); и) ИКТ-технологии.3. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала: а) «Экология и диалектика» (автор – Л.В. Тарасов); б) «Диалог культур» (авторы – В.С. Библер, С.Ю. Курганов); в) укрупнение дидактических единиц (автор – П.М. Эрдниев); г) реализация теории поэтапного формирования умственных действий (автор – М.Б. Волович).4. Технологии развивающего обучения: а) система развивающего обучения Л.В. Занкова; б) технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова; в) системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (авторы – И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер); г) технология саморазвивающего обучения (автор – Г.К. Селевко).5. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: а) игровые технологии; б) технологии, построенные на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; в) проблемное обучение (создание проблемных ситуаций на уроке); г) варианты проблемного обучения – метод проектов и исследовательский метод. * * Сущность проблемного обучения заключается в… А) в создании проблемных ситуаций, в результате которых возникают и формируются учебные проблемы;Б) в осознании и принятии этих проблем учащимися;В) в решении проблем учащимися путём самостоятельного поиска знаний и способов их приобретения;Г) в овладении учащимися определёнными знаниями и способами решения проблемных задач и проблемных вопросов. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Вопросы проблемного характера Использование наглядности (ярких пятен) Задания проблемного характера Текстыпроблемного характера Проблемное изложение материала Поисковая беседа(дискуссия) Создание проблемных ситуаций Поисковое чтение Проблемное обучение Постановка вопросов проблемного характера Проблемные вопросы должны быть сложными настолько, чтобывызвать затруднение учащихся, и в то же время посильными длясамостоятельного нахождения ответа. Главным признакомпроблемного вопроса является возбуждение интереса.Примеры вопросов проблемного характера:Подумайте, кого из четырёх основных героев романа «Анна Каренина» в наибольшей степени характеризует эпиграф к нему, взятый из Писания: «Мне отмщение и Аз воздам»?Почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке с того памятного утра пошла на убыль? (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») В курсе литературы вы познакомились с двумя «недорослями» – Митрофанушкой и Петром Гринёвым. Чем вы можете объяснить иной характер и иную судьбу главного героя «Капитанской дочки»?Почему в окончательный вариант «Евгения Онегина» не вошли такие строки о муже Татьяны Лариной: «Сегодня был я ей представлен; Глядел на мужа полчаса; Он важен, красит волоса И чином от ума избавлен»?Согласны ли вы с утверждением, что в 1-ой главе романа Евгений Онегин – представитель «золотой молодёжи», и только? 2. Определение заданий проблемного характера На уроках литературы проблемными являются задания повыявлению новых фактов, явлений, с использованием приёмасравнения, формирование оценочного суждения, установленияпричинно-следственных связей и др. С помощью задания такого родаможно поставить учебную проблему перед изучением новогоматериала с целью возбуждения интереса учащихся или, наоборот,завершить таким заданием изучение произведения (темы).Примеры заданий проблемного характера:Напишите эссе “Что значат для меня мои родители?» (мысли учащихся лягут в основу урока «Базаров и его родители»)Сочинение по аналогии: Кто-то из критиков сказал, что слова Луки – «это морфий, который дают умирающему человеку, чтобы облегчить его страдания». С чем бы вы могли сравнить слова Сатина? Как бы рассказали о дуэли Гринёв и Швабрин? (страница из дневника).Определите причины, на основании которых стихотворение В.А. Жуковского «Море» мы можем отнести к жанру элегии. Использование средств наглядности («ярких пятен»)Использование на уроках репродукций живописных полотен,прослушивание музыкальных произведений, привлечение текстовхудожественных произведений и демонстрация фрагментовфильмов или спектаклей (с последующим обсуждением) возбуждаетпознавательную активность учащихся, вызывает острое желаниеразобраться в сути явления.Примеры заданий с использованием средств наглядности:Сравните трактовку образа старухи Хлёстовой в исполнении Екатерины Васильевой (спектакль «Горе от ума» в постановке Олега Меньшикова) с иллюстрациями художника Н.Кузьмина в вашей книге.Посмотрите сцены чтения городничим письма о приезде ревизора в двух киноверсиях комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (1952 г. и 1996 г.). Какая из них кажется вам более убедительной? Подготовьте презентацию «Лермонтов: личность, судьба, эпоха» 4. Работа с текстами проблемного характера Тексты проблемного характера можно также охарактеризоватькак тексты с неразвёрнутой ситуацией или как тексты с опущеннымисмысловыми звеньями. Элемент недосказанности требует от детейнестандартного подхода и оригинальных решений.Кроме того, тексты проблемного характера – это уникальнаясистема упражнений, развивающая речь учащихся, обучающая ихумению свободно выражать своё отношение к прочитанному и писатьсочинения разных жанров на литературные темы. Моделируя реальные речевые ситуации, упражнения вовлекаютучащихся в диалог с текстом, развивают чувство слова и побуждают ксозданию собственных высказываний разного уровня сложности. Примеры заданий :Смоделируйте текст на основе клише (задание приобретает актуальность при подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ). Проблемное изложение материала В этом случае проблему ставит и решает сам учитель; но он непросто излагает учебный материал, а размышляет, рассматриваетвозможные пути решения. 6. Поисковое (аналитическое) чтениеЧитать вообще – мало толку.В.И. Ульянов-ЛенинК поисковому чтению предъявляются три главных требования: точное формулирование задания для поиска; ограниченное во времени проведение поиска нужной информации; гарантированное нахождение требуемой информации в тексте.Примеры тем для поискового чтения:Как слова А.С. Пушкина о «рабстве тощем» находят отклик в главе «Пешки» (по книге Радищева «Путешествие из Петербурга…»)?Найдите примеры «обездоленности и бесправия простого человека» в главе «Любани» (по книге Радищева «Путешествие …»)?Какие черты человека и поэта отмечает Пушкин в Грибоедове? (работа с фрагментом из книги «Путешествие в Арзрум») Какие чувства вызывают у Фамусова «московские тузы»? (чтение явления 1 действия 2 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)В чём упрекает Чацкого А.С. Пушкин? Что отвечает на его упрёк Гончаров? С чьим мнением вы согласны? Поисковая беседа (диспут, дискуссия) Поисковая беседа – это привлечение учащихся к решениюпроблемы с помощью заранее подготовленной системы вопросов.Примеры тем для дискуссии:А.С. Пушкин сказал: «Благородство – отвращение от всего низкого и страх принести несчастье другому». Согласны ли вы с этим утверждением? Как авторская позиция выражается в повести «Капитанская дочка»?Почему Костылин сразу просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло до адресата?Почему так лаконично рассказывается о первом (победном!) сражении войска князя Игоря Святославича и в подробностях – о второй битве? Нуждается ли человек в жалости? (по пьесе «На дне»)Встречали ли вы в газетах (в Интернете) очерки и статьи о таких же беспокойных и честных людях наших дней, каким был Чацкий? Какова их судьба? Хотелось ли вам повторить судьбу Чацкого?Чего больше – сходства или различия – между «лишним человеком» 20-ых годов XIX века Онегиным и «умной ненужностью» 30-ых годов Печориным? 8. Создание проблемных ситуаций на уроке Проблемная ситуация – это ситуация интеллектуального затруднения,т.е. такое состояние в классе, когда ученики, уяснив учебную проблему,пытаются её самостоятельно решить, но чувствуют затруднение в силунедостаточности у них знаний, имеющихся на момент икс. В этотмомент проблемная ситуация создаёт в классе особую атмосферу –психическое «поле интеллектуального напряжения». Но проблемная ситуация – это не только особое состояние, но ипроцесс, имеющий своё начало, развитие и конец. Начинается она чаще всего с момента постановки учителем учебной проблемы, иногдаи до этого, если учитель проводит преднамеренную подготовительнуюработу (например, мотивационную беседу). Примеры проблемных ситуаций на уроке:Нестандартная постановка темы урока: «Петр Первый – чудо или чудовище?» (по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»)Постановка личностно значимых для учащихся проблем: Было ли вам когда-нибудь так же стыдно, как «было нестерпимо стыдно» Алёше перед мастером Григорием Ивановичем? (по повести «Детство») Создание проблемной ситуации на уроках литературы как средство активизациипознавательной деятельности школьников * * Что такое ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ? ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (от греч. problema - задача, задание и лат. situatio - положение) – 1) Это та задача, которую ставит учитель и которую нужно решить учащимся в ходе урока, чтобы удовлетворить свои познавательные потребности (познать нечто до этого момента неизвестное).2) Это название той ситуации, в которой оказывается ученик или класс в момент непосредственного решения поставленной учителем задачи. * * Классификация проблемных ситуаций По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения: 1. Решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие учениками нового правила, закона, доказательства (в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем). 2. Решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение (в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем). 3. Создание художественных решений (художественное творчество) – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и сочинительство (писем от лица литературных героев, эссе, сценариев, стихотворений и проч.). Дидактические приёмы, создающие проблемные ситуации (по В.И. Андрееву) Создание ситуации выбора, принятия решения.Сравнение, сопоставление фактов, явлений. Экскурсы в историю открытий, изобретений. Предложение учащимся установить причинно-следственные связи, отношения между явлениями, процессами.Показ приёмов, фактов, иллюстрирующих противоречия между теорией и жизненным опытом учащихся.Принципиально новый взгляд на привычное явление.Сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления.Постановка перед учащимися вопросов, требующих: а) эксперимента, выдвижения гипотезы; б) поиска взаимосвязи между явлениями; в) объяснения одних и тех же фактов, явлений с позиций разных наук. Методические приёмы создания проблемной ситуации на уроке учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;сталкивает противоречия практической деятельности;излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.). * * УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В основе проблемной ситуации обязательно должно лежать противоречие. Причём, чем ярче в ней будет выражено это противоречие, тем более острую проблемность она приобретает. Поэтому основная задача учителя заключается в том, чтобы видеть эти противоречия, возникающие в сознании учащихся в ходе учебного процесса, заострять их и таким образом возбуждать познавательную активность учащихся. Это должно быть понимаемое учащимися противоречие. Не секрет, что ученика побуждает к активной деятельности лишь то, что ему отчасти известно. Эта проблемная ситуация не должна иметь однозначного и тем более молниеносного решения. Проблемный вопрос как ведущий приём создания проблемной ситуации Как заинтересовать учеников на простом, казалось бы, материале текущего урока? Как чуть позже сделать всех участниками разговора на уроке? Как заставить каждого из учеников думать в рамках темы конкретного урока? Первый способ – это задать детям вопрос. А вот ответ на него может стать маленькой ступенькой на пути серьёзных научных поисков и открытий.  Достоевский – мизантроп или филантроп? Область НЕЗНАЕМОГО;* Знаю слишком мало о писателе, чтобы дать ответ То, что ученику уже ИЗВЕСТНО:* Был в 19 веке такой писатель* Он – автор … книг* Известно лексическое значение слов «мизантроп» и «филантроп»* Известны некие факты из биографии писателя ПРОТИВО-РЕЧИЕ(выражено в антитезе) Нужна новая информация (от учителя) Необходима дискуссия Достоевский – мизантроп или филантроп? * * ПРОБЛЕМНЫЙ (ключевой) вопрос Область НЕЗНАЕМОГО То, что ученику уже ИЗВЕСТНО ПРОТИВОРЕЧИЕ(и в вопросе, и в знаниях) * * Проблемная ситауция Проблемныйвопрос Яркое пятно (мотивация) Дискуссия(диспут) Работа с текстомкниги Привлечение жизненного опыты Различные точки зрения на один и тот же вопрос На Обломова – см. презентацию И вкрадчив, и умён, и робок…Софья Скажите лучше, почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?Лиза Он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…Чацкий Ну жалкий же ездок!Скалозуб Молчалин за других себя забыть готов…Софья Мой родной… Мой дружок…Хлёстова Каков Молчалин в представлении Софьи и каков он на самом деле? Нестандартная постановка темы урока Пётр Первый – чудо или чудовище? (по поэме А.С. Пушкина «Медныйвсадник») Постановка личностно значимых проблем Было ли вам когда-нибудь так же стыдно, как «было нестерпимо стыдно»Алёше перед мастером Григорием Ивановичем? (по повести М. Горького«Детство») Вопросы с заведомо допущенными ошибками Можем ли мы осуждать Кабаниху за её отношение к невестке, если, в конечном счёте, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу?Л.Н. Толстой сказал: «Любовь уничтожает смерть; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье». Но тогда как быть с любовью Андрия (повесть «Тарас Бульба») к прекрасной полячке? Ведь это чувство сделало его несчастным человеком и в конечном счёте принесло ему смерть… Побуждение учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты Как могла бы сложиться жизнь Маши Мироновой, если бы государыня императрица не простила Петра Гринёва? Задача учеников заключается в том, чтобы предложить свой вариантрешения и обосновать его. Для того чтобы ответ был обоснованным,ученикам понадобятся знания и по истории (например, каково былосоциальное положение женщины в России в те годы, кто из бунтовщиков мограссчитывать на прощение и т.п.) и по психологии (например, какие качестваопределяют волевой потенциал личности и т.п.), а главное - безукоризненноезнание текста «Капитанской дочки».2. В первоначальном варианте роман М.А.Шолохова «Поднятая целина» имел иное название – «С потом и кровью». Когда роман был переведён на польский язык, поляки дали книге своё название – «Стон и плач». Какое название для этого произведения выберешь ты? Завершающий урок по роману М.А. Шолохова «Поднятая целина» 1 этап урока – мотивация (постановка проблемного вопроса)В первоначальном варианте роман М.А.Шолохова «Поднятая целина» имелиное название – «С потом и кровью». Когда роман был переведён напольский язык, поляки дали книге своё название – «Стон и плач». Какоеназвание для этого произведения выберешь ты?2 этап урока – определение целей и задач урока3 этап урока – актуализация имеющихся знаний и обнаружение «пробелов» (неизвестного, но нужного для решения поставленной учителем проблемы)4 этап урока – выполнение действий для приобретения недостающих знаний, поисковое чтение (работа с раздаточным материалом)4 этап урока – дискуссия (защита своей точки зрения) Дискуссия (диспут) Диспут – это форма урока, которая обострённо выявляет все «за» и «против» и приближает учеников к всесторонней характеристике героев (максимально полному анализу темы).Для учителя особенно сложно ведение диспута в средних классах, чем проведение такого занятия у старшеклассников. Импульсивность сознания школьников в этом возрасте, страстность их отношения к героям произведений и частое неумение обосновать своё мнение требуют от учителя большого искусства ведения диспута. Когда ввести тот или иной вопрос, как определить исчерпанность и необходимость переключения внимания на следующий — всё это учитель решает самостоятельно, исходя из живого течения дискуссии. Учитель должен активно вмешиваться в течение дискуссии, предлагать классу вопросы, расширяющие сферу наблюдений учеников или уточняющие анализ текста. Кто более неприятен и жесток: Троекуров или Верейский? Что отличает характеры, образ жизни, интересы Троекуро- ва и Верейского? Как личность этих героев сказывается в их внешности и общем виде их усадеб: Покровского и Арбатова?Как относятся Троекуров и Верейский к своим крестьянам?Почему Троекуров был чрезвычайно доволен посещением Верейского? Чем объясняется любезность князя? Искренен ли он в отношении к Троекурову?Как отнеслась к Верейскому Маша? Что изменило её отношение к князю? Почему Верейский и Троекуров решили ускорить свадьбу? Кому из них легче переступить через горе Маши?Почему в Троекурове побеждает решение выдать дочь за князя?В каких эпизодах Пушкин раскрывает грубость Троекурова и жестокость Верейского? Как объясняется в романе самодурство, надменность Троекурова? Есть ли в Троекурове качества, которые вас привлекают?Как относятся Троекуров и Верейский к Владимиру Дубровскому? Кто из них больше виноват в поражении героя романа? Урок-диспут по роману Е.Замятина «Мы» В какие моменты жизни герой романа Д-503 чувствует себя абсолютно счастливым?Какие воплощения получила в Едином Государстве идея всеобщего равенства?Каковы характерные черты внешнего устройства и сущности изображённого мира? Какими образами-символами они выражены в тексте?Почему объектом поклонения для нумеров стала фигура Тэйлора?Каков смысл антитезы Тэйлор – Кант в контексте романа?Как соотносятся понятия «свобода» и «счастье» в сознании героев?Какова функция искусства в этом мире?Как строится в Едином Государстве система подавления инакомыслия?Каков язык в романе? Приведите примеры оксюморонов. Какую роль они играют в официальном языке Единого Государства?Как формировались в сознании нумеров традиционные нравственные ценности?Охарактеризуйте тип общественного сознания, воссозданного на страницах романа.Приведите примеры пробуждения души в героях романа. Каким экспрессивными деталями автор подчеркивает это?Каков финал романа? В чём его смысл? Какие события, явления XX века сумел предсказать Е. Замятин в своём романе? Сравните жизнь в тоталитарном Едином Государстве и современном обществе. В чём вы видите недостатки и достоинства той и другой системы для человеческой личности? * Плюсы технологии проблемного обучения Применение технологии проблемного обучения способствует формированию у учащихся УУД, более прочных знаний, умений и навыков, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения, улучшает морально-психологические условия обучения школьников. Учащиеся всех возрастов активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Решив проблемную задачу, ответив на проблемный вопрос, найдя выход из проблемной ситуации, дети совершает мини-открытие, добиваются действительного понимания изучаемого материала, ибо нельзя не понимать того, что открыл сам. У учащихся формируются такие важнейшие качества знаний, как глубина, прочность и осознанность. Работая в парах, группах, коллективе, дети учатся сотрудничать при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, высказывают личное мнение, не боясь быть осмеянными, если их мнение не совпадает с мнением других, дискутируют, доказывают свою точку зрения.Учащиеся овладевают навыком планирования учебной деятельности по разрешению затруднительных ситуаций; умеют проводить первичные исследования, анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, обобщать.Ученики обращаются к справочной и энциклопедической литературе, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы ГБОУ ЦО № 1499 СВАО города Москвы Голдаевкой Валентиной Анатольевной Вместо заключения… Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – Учителем.