Презентация «Формирование культурологической компетенции учителя начальных классов»


Формирование культурологической компетенции учителя начальных классов. Выступление :Соколовой Надежды Васильевны, учителя высшей категории, МОУ гимназии №5 Быть в культуре – значит вступить в общение с прошлым и будущим, с другими культурными космосами, подняться над собственным ограниченным бытиём. Последние десятилетия 20 века и начала 21 века стали новым этапом в развитии образования в России. В этот период произошли значимые изменения в его нормативно-правовой базе. Учитель обеспечивает вхождение школьника в сложный мир современной культуры. Компетенция – это более узкое понятие, которое характеризуется как заданное наперёд требование к образовательной подготовке учителя, синтез знаний, умений и способностей, позволяющих успешно осуществлять деятельность, роль, функцию.Культурология – гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, её структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни.Культурологическая компетенция рассматривается большинством исследователей как качество личности, позволяющее ей вступать в диалог культур.Культурологическая компетенция рассматривается также как совокупность культурологических знаний, умений, навыков и способностью применять, постоянно обновлять эти знания в профессионально-педагогической деятельности. К культурологическим знаниям относятся: знания сущности межкультурной коммуникации;знания реалий страны;знания политически корректной лексики;знания основных культуроведческих сведений: государственное устройство; этнический состав; межнациональные отношения; национальные традиции; религии; уровень жизни населения и демографии. Культурологические умения: извлекать и анализировать культурологическую информацию из любых видов текстов;использовать национально-культурные материалы на уроках;проводить ценностно-ориентационный анализ стереотипов родного языка;формировать у учащихся потребность пользоваться языком как средством общения в ситуациях опосредованной и непосредственной межкультурной коммуникации;использовать культурноориентированные формы и методы обучения, способствующие более эффективному усвоению культуры. на сегодняшний момент необходимо в нормативно- правовой базе: раскрыть взаимосвязи культуры и образования и на этой основе разрабатывать совокупность культурологических принципов образования;определять культурологические аспекты подготовки учителей и выявлять их взаимообусловленность и сущностные характеристики;выделить содержательные доминанты, обеспечивающие культурологическую направленность учителя;раскрыть сущность и структуру культурологической компетенции учителя;определить систему критериев и показателей сформированности культурологической компетенции как образовательного результата. Культурные формы, модели и системы, как правило, опережают своё социальное развитие и выводят образование за рамки национальных культур, делая его посредником их диалога, пространством, где сходятся разные культуры. Человек культуры – свободная, духовная личность. Формирование культурологической компетенции невозможно без учёта: уровня общекультурной сформированности, основой которой являются общекультурный кругозор учителя, культура речи, коммуникативная культура, а также знания по смежным предметам, необходимые для реализации межпредметных связей;уровня сформированности национальной культуры учителя, национальный язык, литература, религия, а также этнофольклорный мир родного народа. Взаимосвязь данных принципов отражена на схеме В заключении хочется отметить, что культурологическая компетенция учителя является необходимым компонентом его профессиональной компетенции. Она составляет совокупность культурологических знаний, умений и навыков, способность применять и постоянно обновлять эти знания в своей профессионально-педагогической деятельности.