Презентация по литературному чтению 2 класс Л.Н.Толстой Акула


Урок литературного чтенияЛев Николаевич Толстой «Акула»2 классучителя начальных классов МБОУ Башкирский лицей №2 г.Уфа Республика БашкортостанХабибовой Фании Файзрахмановны Цель: 1) познакомить с рассказом Л. Н. Толстого «Акула»; 2) формирование умения работать с текстом; 3) учить определять главного героя; 4) овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.Задачи: Личностные УУД: эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений; основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению. Метапредметные УУД: регулятивные: формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию. познавательные: строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы. коммуникативные: выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе. Предметные УУД: овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); оценивать прочитанное с целью подготовки к пересказу.Цель и задачи урока Расшифруйте слова и мы узнаем, чем займёмся сегодня на уроке: ЬТАТИЧ ЬТАДЮЛБНА ЬТАНИМОПСВ ЬТАМУДЭмоциональный настрой
1. Потренируем наше произношение :Вёз корабль карамельНаскочил корабль на мельИ матросы три неделиКарамель на мели ели Ребята, к какому виду устного народного творчества относятся эти строки? 2. Расшифруем слова, вставляя гласные буквы. Получим названия произведений: Филиппок (ФЛППК) Котёнок (КТНК) Лев и собачка (ЛВ_СБЧК) Прыжок (ПРЖК) Речевая разминка Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Лев Николаевич родился в имении Ясная Поляна. Его воспитанием занималась тётя. Образование маленький Лев получал дома. Толстой участвовал в военных сражениях. Лев Николаевич учил крестьянских детей. Он сочинял для них рассказы, сказки, повести, басни. Проверка домашнего заданияОтветьте на вопросы: 1. Автор произведения «Прыжок»:а) Лев Кассиль;б) Алексей Толстой;в) Лев Толстой. 2. Определить жанр произведения «Прыжок»:а) рассказ;б) быль;в) очерк. 3. Кто герой рассказа?а) мальчик;б) капитан;в) обезьяна. 4. Каким вы представляете себе героя? Выберите подходящие определения:а) безрассудный;б) отважный;в) гордый;г) стремящийся отстоять свое достоинство;д) смелый. 5. Прочитайте пословицы, объясните их значение, выберите те, которые подходят к тексту:а) будь храбр по уму и сердцу;б) гордиться отец, что сын - храбрец;в) кому потеха, а мне не до смеха. Актуализация знаний Знаете ли вы, ребята, у кого из живых существ зубы треугольной формы? Акула - страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Благодаря обтекаемой форме тела они очень быстро плавают. Акула распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда, но очень редко, нападают на людей. Акула - рыба прожорливая и хищная. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Её называют «белая смерть». Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбёшкой. Сообщение темы урока Сегодня мы продолжаем читать произведения Л.Н. Толстого. Прочитайте название произведения? Как вы думаете, рассматривая картинку, о чём будет этот рассказ? Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы меня внимательно послушайте. Л.Н. Толстой «Акула» Артиллерист - военнослужащий артиллерии - огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (человек стреляющий из пушки) Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. Ропот - недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. Палуба - горизонтальное покрытие в корпусе судна.Словарная работа Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный. С моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась: стало душно, и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» ….. Мальчики первые попрыгали в воду….. И вздумали плавать наперегонки в открытом море… Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!». Акула плыла прямо на мальчиков. Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали. И не видели акулы, но потом один из них оглянулся, и мальчики поплыли в разные стороны. Но когда дым разошёлся над водой, со всех сторон послышался сначала тихий ропот. Потом ропот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Почему?Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние.Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? Прочитайте.Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? Какие чувства он испытал в этот момент? Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? Какие чувства испытали мальчики?Анализ произведения Самостоятельная работаПрочитайте про себя текст и составьте план рассказа.1.Купание мальчиков.2.Появление акулы.3.Пронзительный визг.4.Выстрел. К морю быстро мы спустились,Наклонились и умылись.Вот так славно освежились!А теперь поплыли дружно,Делать так руками нужно:Вместе – раз, это – брас.Одной, другой, это – кроль.Все, как один, плывём, как дельфин,Плыли вдоль и попёрекИ вернулись на урок.Физкультминутка * Назовите героев рассказа? * А кто является главным героем рассказа? * Какие качества характера проявились у отца?* Мужественный ли он человек? * Можно ли его назвать смелым?* Что можно сказать о мальчиках? * Какими словами можно охарактеризовать их? * Были ли они смелыми? Почему вы так считаете?* Что ещё управляло ими, кроме смелости?* Кто первым заметил акулу?* Заметили ли её дети сразу?* Пытались ли матросы спасти мальчиков?* Почему они не могли этого сделать?* Что произошло после того, как дети заметили акулу? * Найдите и прочитайте, как дети заметили акулу? * А как ведут себя матросы на палубе? * Что вы можете сказать об акуле? Составление портрета главных героев. Аргументы «за» и аргументы «против». Вопросы для дискуссии: 1. Согласны ли вы с тем, что акула – главный герой рассказа?      2. Согласны ли вы с тем, что купание в открытом море на парусе безопасно? 3. Согласны ли вы с тем, что ребята могли услышать крик артиллериста? 4. Согласны ли вы с тем, что матросы  могли спасти мальчиков? 5. Согласны ли вы с тем, что артиллерист поступил правильно?Перекрёстная дискуссия Разделимся на группы. 1 группа – сопоставьте настроение героев рассказа с частями плана. Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?  тревогу беспокойство страх волнение отчаяние радость  2 группа – подберите из предложенных фразеологизмов те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему. душа в пятки ушла лёгок на помине сам не свой риск – благородное дело держать ухо востро 3 группа – какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств. сильный духом трусливый мудрый мужественный честный слабохарактерный веселый опытный беззащитный смелыйРабота в группах Что особенно понравилось сегодня на уроке? Как вы думаете, какую мысль хотел донести до нас Л.Н.Толстой? Ребята, я довольна вашей работой. Заслуга Л.Н. Толстого в том, что он дарит людям новые образы, новые переживания. Этот рассказ помог вам понять сложность опасной ситуации, пригласил к размышлению. Рефлексия А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте лежит кораблик с парусами. Разукрасьте паруса таким цветом, на который вы оцениваете свою работу: 1.«Отлично» работал(а) и многому научился(ась) – «красный цвет». 2.«Хорошо» работал(а) на уроке–«синий цвет». 3. «Надо постараться» – «зелёный цвет». Кораблики вы возьмёте домой и придумаете своему кораблю название. Запишите домашнее задание 1. Перечитать рассказ «Акула» Л.Н. Толстого на стр.167-171. 2. Приготовить его пересказ. 3. Нарисовать ту картину, которая возникла в вашем воображении при чтении. Использованная литература«Литературное чтение» 2 класс: часть 1. Н.А. Чуракова — Москва Академкника 2012.2. «Литературное чтение» 2 класс: Хрестоматия. Малаховская О.В. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.3. «Литературное чтение» 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. Малаховская О.В. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.«Литературное чтение». 2 класс: Методическое пособие. Чуракова Н.А., Малаховская О.В.— М.: Академкнига/Учебник, 2012.5. «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова. Молодцы ребята!