Приемы, способствующие формированию осознанного чтения


Приемы, способствующие формированию осознанного чтения.
style.rotation 1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата3. Упражнения, развивающие боковое зрение и обрабатывающие прямой взгляд4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания8. Упражнения, развивающие логическое мышление9. Упражнения на развитие навыка осознанного чтения9.1 Логические упражнения9.2 Игры по составлению слов10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения11. Упражнения на развитие выразительности чтения Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом, можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность. 1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношенияМногие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!7) Летела муха около уха: ж-ж-ж. 2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»1) Читаем быстро, смотрим внимательно: ОИЭ           АОЕЯ          ЕАЁИО ЯОЮ          АЮОЕ        ЭЁЮЯУ ЫЯЮ         УЁЮУ         ЮУАОЮ2) Читаем гласные с ударением на одном из них: ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:ДА-ДА-ДА,   ДА-ДА-ДА,    ДА-ДА-ДА3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками): Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х  3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд1) Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см) Алгоритм использования:1. Как можно быстрее назови все числа по порядку от 1 до 25, указывая карандашом или пальчиком;2. Старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел. 4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения 1) Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп: ЖЗИ ТНО КТРИ ДРУ ЗБИ СТРУВороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал.2 Скороговорки Лена искала булавку. Булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день.а) Прочитай скороговорки орфографически. б) Прочитай скороговорки орфоэпически. 5. Упражнения, развивающие оперативную память,   устойчивость внимания.«Найди лишнюю букву»О  И  Б  Я УМожно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.«Найди лишнее слово»Прочитай. Обоснуй свой выбор. СЛОН         МЕДВЕДЬ             ТИГР ЛЕВ             БАБОЧКА            КОШКА«Фотоглаз»За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например: ОРЕХ   РУЧЕЙ   ПЕРЬЯ    РАЗОГНАЛСЯ  ТРОПИЧЕСКИЕ  ОШЕЛОМЛЁННЫЙ 6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость  чтения про себя и вслух«Игра в прятки»Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.Чтение со счетом словПамятка: плотно сожми губы и зубы; читай только глазами; читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста; ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).Чтение под звуковой ориентирНа магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. Если в классе нет магнитофона, можно использовать игровое упражнение «Догони». Дети читают отрывок текста хором, вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать». 7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания 1) Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:полк краска склон экран беда тепло (кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)2) В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами? Роза г пар к Вол к утка ш Осы к стол б3) «Вкусные слова»Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов: халва бублики чай лимонад вафли виноград вишня мандарин 8. Упражнения, развивающие логическое мышлениеЭти  упражнения  способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.1) Выполни математическое действие и прочитай слово: ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л  = ?  (диван) ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)2) Переставь буквы:В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет)3) Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:озеро     медведь     карандашНапример:Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов. 4) Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу: озеро    медведь     карандашНапример:Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов. 9. Упражнения на развития навыка осознанного чтения9.1.  Логические упражнения1) Что общего в этих словах и чем они различаются? Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.2) Назови одним словом. Чиж, ласточка, грач, сова, стриж. Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли. Шарф, варежки, пальто, кофта. Телевизор, утюг, пылесос, холодильник. Картофель, свекла, лук, капуста. Лошадь, корова, свинья, овца. Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки. Липа, береза, ель, сосна.3) Какое слово лишнее? Красивый, синий, красный, желтый. Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь. Молоко, сметана, простокваша, мясо. 4) Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог. Колос, рота, ваза. Кора, ЛОТО , боксер. Молоко, нерест, тарелка.6) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово.а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель).б) Школа – обучение, больница – … (доктор, ученик, лечение, больной).в) Нож – сталь, стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).7) Раздели слова на группы. Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец. Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол. Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб. 9.2.  Игры по составлению слов1) Найди слово в слове. гроза                                 газета                             кустарник шутка                               поднос                           шоколадка часовщик                         щепка                             ярмарка2) Закончи предложение.По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы.3) Шарады. Начало – голос птицы, С буквой К живу в лесу. Конец – на дне пруда, С буквой Ч овец пасу. А целое в музее (Кабан – чабан). Найдется без труда. (Картина).4) Найди название животных среди строк. Насос сосет речную воду,  И шланг протянут к огороду. Среди кустов царит покой,  Здесь хорошо бродить одной. 10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).2) Повтори, что сказал учитель:Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.3) Чтения слов, отличающихся одной буквой.Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.4) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое;  кукла, мама, папа, лапа, ложка.5) Чтение «перевертышей».Лев ел волов. Иди искать такси, иди. 11. Упражнения на развитие выразительности чтения Словарь настроений.В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение).После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.«Словарь настроений и состояний» Серьезное Радостное Загадочное Возмущенное Скорбное Таинственное Героическое Сонное Солнечное Добродушное Сочувствующие Ликующее Шутливое Тоскливое Печальное Спасибо за внимание!