Презентация по формированию навыка выразительного чтения


Формированиенавыка выразительного чтения у младших школьников Материал подготовлен учителем-логопедом Цыпуштановой К.С. Пермь. 2017 Выразительное чтение - правильное, осмысленное и эмоциональное чтение произведения «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения Прочитать текст выразительно, значит: Раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем. Показать отношение автора к событиям, к поступкам героев. Передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Логическое ударение-Паузы -Сила голоса –Тон голоса- Темп и тембр речи-Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) Выделение из фразы главных по смыслу слов.Временная остановка в речи.Степень его громкости, его усиления или ослабление.Эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем читаешь.Изменения голоса в процессе речи по высоте и силе.дополнительные средства воздействия на слушателей. Интонационные средства выразительности: Упражнения для формирования навыка выразительного чтения 1. Ребята завтра пойдут в школу. Ребята завтра пойдут в школу. Ребята завтра пойдут в школу. Ребята завтра пойдут в школу. Работа над интонацией в повествовательном предложении На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения Скоро наступит жаркое лето./при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?»/ 3. Больше дела – меньше слов. Упустишь минуту – потеряешь часы. /выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения, и объяснить смысл пословиц/. (Чтобы правильно поставить логическое ударение, можно слова выделить другим цветом или шрифтом) Работа над интонацией в вопросительном и восклицательном предложении По телевизору сегодня будет концерт?По телевизору сегодня будет концерт?По телевизору сегодня будет концерт? У меня сегодня будут гости! /радостно, громко/У меня сегодня будут гости! /огорченно, тихо/ На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения: Обозначить логическое ударение и паузу. /Используя графические обозначения/ страх печаль удивление радость 2. Упражнения для формирования навыка выразительного чтения. 1. Чтение предложения с разными оттенками интонации. 2. Чтение, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста. 3. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений. 4. Чтение скороговорок, чистоговорок, стихотворений, стихов, пословиц.  5. Различные виды чтения: / шёпотом, громко, про себя;  в парах; многократное чтение;  чтение по ролям, в лицах; чтение одновременно с ведущим; чтение с убыстрением темпа; чтение с переходом на незнакомый текст/. 6. Инсценирование, конкурс чтецов. 7. Упражнение «Эхо» (учитель читает 1-2 строки произведения, ученики повторяют с той же интонацией). Условия работы над выразительностью чтения: Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Нужно включать в каждый урок чтения речевые разминки (пятиминутки), которые проходят в интересной, игровой форме. Необходимо подбирать для речевой разминки задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников. На речевой пятиминутке давать ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторение скороговорки и чистоговорки, выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику. Должна вестись систематическая, разнообразная работа над выразительным чтением, не только на уроках литературного чтения, но и на всех уроках в целом.   ПамяткаКак подготовиться к выразительному чтению 1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).3. Мысленно представь себе их.4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).5 . Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - тон, темп чтения; пометь паузы, логические ударения. 6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.7. Прочитай текст выразительно.