Современный подход к формированию навыков смыслового чтения в специальном (коррекционном) классе.


МОБУ СОШ №36 г. ТаганрогРостовской области, март 2017г. Современный подход к формированию навыков смыслового чтения Выполнила учитель русского языка и литературы: Палагута Ольга Геннадьевна Люди перестают мыслить,когда перестают читать. (Дени Дидро) В России создана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Срок реализации программы- 2007-2020гг. Задачи программы:-формирование умения вести диалог с текстом через постановку вопросов;-формирование выделять главную мысль в тексте;-развитие воображения (умения прогнозировать);-формирование приемов понимания текста (приемы составления плана, тезиса, конспекта, схем и таблиц). Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона Техническая сторона:способ чтения,темп чтения,правильность чтения,выразительность. Смысловая сторона:понимание содержания и смысла читаемого. Чтение - это качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Смысловое чтение- это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературы, во внеурочной деятельности, во внеклассных мероприятиях: Основные умения смыслового чтения: умение осмысливать цели чтения;умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации. Типы чтения Коммуникативное вслух и про себя Учебное Самостоятельное Виды чтения Ознакомительное Изучающее Вдумчивое Поисковое (просмотровое) Проект «Моя любимая книга» № Ф.И. Книга – 19.01 Автор-19.01 сочинение-09.02 Иллюстрация-16.02 Стенгазета-09.03 Презентация-16.03 Отрывок-23.03 1 Артемова А. Дядя Федор , пёс и кот Э.Успенский 3/5 5 + 2 Москалева Д. 3/5 5 3 Бессонный В. Тимур и его команда А.Гайдар 4 Донченко В. Вымершие существа В. Гетцель 4/5 5 5 Данилевский Е. Вождь краснокожих О.Генри 4/5 5 + + 6 Ермоленко Р. Драконоведение Доктор Эрнест Дрейк 3/4 7 Казимагомаева К. Звездоглазеа Братья Гримм 4/4 5 3/4 5 8 Стетюха В. 9 Криворот И. Сказка о потерянном времени Е.Шварц 4/5 5 + 10 Купин А. Детская нциклопедия.Драконы Е.Широнина 4/5 5 11 Максименко М. Сказка о царе Салтане А.Пушкин 3/5 5 12 Малышкова А. Маугли Киплинг 5/5 5 + 13 Меньков В Приключения капитана Врунгеля А.Некрасов 14 Павлов К. Гарри Поттер и философский камень Д. Роулинг 4/5 5 + Проект «Моя любимая книга» Проект «Моя любимая книга» Проблема 1:Непонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы.Проблема 2:Ограничение самостоятельной работы.Проблема 3:Использование лишь традиционных технологий и методов обучения. Проблема 4:Узкий круг чтения обучающихся.Проблема 5:Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.Проблема 6:Незнание или непонимание учителем психологических составляющих смыслового чтения. «Чтение — это окошко, через которое дети  видят  и познают мир и самих себя» — В.А.Сухомлинский