Презентация Методика работы над пересказами с учётом взаимосвязи их видов


Методика работы над пересказамис учётом взаимосвязи их видовУчитель начальных классовМакеевской общеобразовательной школы I-III ступеней №4Тимченко Людмила Анатольевна

Пересказ: 1) вид речевой деятельности или её продукт;2) вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником содержания прочитанного в устной или письменной форме.


Виды пересказов:

Условия для успешного пересказа:


Классификация пересказов,основанная на типе восприятия текста:style.textDecorationUnderline



Классификация на основе полноты передачи содержания исходного текста:style.colorfillcolorstroke.colorfill.type



Выборочный пересказ:
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y Выборочный пересказ ( Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича по сказке В. Ф. Одоевского)…Рукодельница идёт дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой – седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой – от волос иней сыплется, духом дохнёт – валит густой пар.- А! – сказал он. - Здорово, рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным – давно уж ничего горяченького не ел.Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили…
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Краткий пересказ (сжатый) – вид пересказа, предполагающий конспективную передачу содержания текста, лишённую деталей и подробностей. Данный вид пересказа представляет наибольшие трудности для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Степень сжатия может быть различной – несколько предложений, тезис, одно предложение. Примерами краткого пересказа могут служить аннотации к книгам, отзывы на прочитанные книги, просмотренные фильмы.
Способы сжатия (сокращения) текста:


Способы сокращения текста в школьной практике:

Приёмы обучения краткому пересказу1. Прослушивание и анализ сжатых пересказов.2. Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.3. Использование картинного плана.4. Пересказ по рисункам детей.5. Использование слайдов презентаций, диафильмов (в том числе созданных самими обучающимися).


Памятка для обучения краткому пересказу1. Прочитать текст и определить его главную мысль.2. Еще раз прочитать текст, отмечая про себя, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.5. Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.


В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»Краткий пересказ (аннотация)Мороз Иванович - сказка Владимира Одоевского о двух девочках: Рукодельнице и Ленивице. Уронила как-то раз Рукодельница ведёрко в колодец и спустилась за ним, а там чудеса! Печка с румяным пирожком, яблонька с золотистыми яблочками и добрый дедушка Мороз Иванович. Помогла ему девочка и за свои старания получила награду, да ещё и много чего интересного успела узнать у дедушки Мороза. Отправилась затем Ленивица в колодец, работать она не умела, вот и получила по заслугам.
Подробный пересказ – вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику. Методика работы:начинать обучение с небольших по объёму текстов; для облегчения работы над пересказом предложить несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки;использовать различные опоры в виде планов пересказа: вопросный план, цитатный план, иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из озаглавленных частей текста и т.п.
style.rotation

Порядок действий при подготовке к подробному пересказу1. Прочитать рассказ.2. Разделить его на части.3. Прочитать первую часть, выделить в ней главное.4. Озаглавить эту часть.5. Озаглавить другие части рассказа.6. Прочитать план и решить, отражает ли он главное и поможет ли он вспомнить содержание текста.



Цитатный план к сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»





Творческие пересказы:
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Творческий пересказ сказки «Мороз Иванович» ( от имени главных героев)



Творческий пересказ ( с изменением финала сказки «Мороз Иванович»)…Вернулась Рукодельница от Мороза Ивановича с подарками. Расспросила Ленивица сестрицу о том, как той удалось получить богатство. А рукодельница разъяснила девочке, что главное богатство – трудолюбие и усердие. Очень захотелось Ленивице серебряных пятачков, и Рукодельница научила сестру перину сбивать, в доме прибирать, обед варить. Ленивица потрудилась у Мороза исправно, за что получила в награду настоящий серебряный слиток. С той поры обе девочки усердно трудились…

Приёмы подготовки к пересказу: постановка цели урока по подготовке к пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться); повторное чтение текста, деление его на части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление плана; беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около соответствующих пунктов плана); отработка выразительного чтения; пересказ отдельных фрагментов, предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление; обращение к аналогичным случаям из жизни детей.
fill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.on Вывод:Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность школьников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают их речевые умения.