Презентация на тему: Совершенствование техники чтения младших школьников


Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ ООШ «№9»г. ЛискиНедбаевой Л. Б.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл»К.Д.Ушинский Чтение – это труд, и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. "Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать". Сесиль Лупан 4Чтение является сложным актом, который включает в себя: ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой. ПРОЦЕСС ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА ЧИТАЕМОГО – извлечение его смысла, содержания.
5Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений (Т. Г. Егоров) Причины, тормозящие темп чтения- Природный темп деятельности- Регрессии- Отсутствие антиципации- Нарушения артикуляции- Неправильное дыхание- Малое поле зрения- Уровень организации внимания- Уровень развития памяти I. Природный темп деятельностиМногократное прочтение«Молния»«Буксир» II. РегрессииПричины регрессии:- сила привычки- кажущиеся трудности текста- отсутствие вниманияУпражнения:- «Чтение с окошечком» - Чтение пар слов, отличающихся одной буквой: козы – косы трава – травы ветер – вечер взбежал – вбежал Собирала Маргарита маргаритки на горе.Растеряла Маргарита маргаритки на траве. Упражнения- Чтение цепочек слов, близких графическому облику:вслух – глух – слухвьют – вьюн – вьюга- Чтение цепочек родственных слов: вода – водный – подводный; лес – лесной – лесник – подлесок- Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию: ест – есть; галка – галька; угол – уголь - Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста. Раз – ли – ва – лось разливалосьПу –те -шест–во–вать путешествоватьЗа – швы – ря - ли зашвырялиЧтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом: поСКАкаЛИ взлеТЕЛ БРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАли III. Антиципацияпредвосхищение, смысловая догадкаУпражнения на развитие навыка антиципацииЧтение с пропущенными окончаниямиДоскажи словечкоЗанимательные моделиСлова-невидимки - е - (мел, сел, лес) е - - (еда, ели, ела) е - - - )- е - - (леса, село, пела)е - (мел, сел, лес) е - - (еда, ели, ела)е - - - (енот, езда, ерши)- е - - (леса, село, пела)С - - -С - - -С - - -и - - -
5. «Чтение наоборот» по словам.Русский человек добро помнит.6. «Поиск смысловых несуразностей»«Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом».7. «Чтение текста через слово» IV. АртикуляцияАртикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных2. Чтение чистоговорок3. Чтение скороговорок4. Чтение по структурным слоговым таблицам АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ... (Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения).з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...Ба - бя бо - бё бу - бю бэ – бе бы - биЗа - зя зо - зё зу - зю зэ - зе зы - зиФа - фя фо - фё фу - фю фы – фи фэ - феЛа - ля ло - лё лу - лю лы – ли лэ - леУтром присев на пригорке,Учат сороки скороговорки.Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.Шел Егор через двор С топором чинить забор.Жа - жа - жа — есть иголки у ежа. Ло - ло - ло — на улице тепло. My - му - му — молоко кому? Ры - ры - ры — летают комары. Чи - чи - чи — у дома кирпичи. V. Неправильное дыханиеПроколотый мяч (имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с); Ароматный цветок (сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, на выдохе произнести фразу «Какой ароматный цветок»); Именинный пирог (задуть свечи); 33 Егорки (сделать глубокий вдох и продолжить: раз-Егорка, два-Егорка). VI. Малое поле зренияПоле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксацииУпражнения, помогающие расширить поле зрения1. «Пирамида»2.Чтение первого и последнего слогов на строкеБарсучий нос(отрывок) К. Паустовский… Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос,3. «Словесная пирамида»Барсучий нос(отрывок) К. Паустовский… Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос,похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожалот жадности… КОС*ТЕРПАТ * РОНПЛА * КАТГНЕЗ * ДОПАШ * ТЕТЛИ * ВЕНЬЛО * ШАДЬМОР * КОВЬТЕТ * РАДЬ колуколукололуколотьукололсямамалмамамаркамаркиззнатьузнатьпознатьопознатьопознанный 22Упражнения, помогающие расширить поле зрения ПРУЖИНКИ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}СИФОЖИМСЬПИЯВОНИ Буквенный дождиквмеалксо VII. Уровень организации внимания«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.» К.Д. Ушинский Распределение внимания Задание: Найди среди букв слова и подчеркни их.Оасолнцетиоьстолпоирпмашина КиноыаелмухаорлфсыропрмамаЗадание: Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова. СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯМЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯСПРОИЗВЕДЕНИЯМИКОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГОРаспределение внимания ЧИТАЙ СЛОВАРОЗА, ЛОЖКА, МЫШИ, НОС, ЛУК, МАЛИНА, ЛЁД, РАМА, НОЧЬ, МЕЛ, ЛИМОН, РЕКА, ЛЫЖИ, МЕДВЕДЬ, РОГ, НОРА, РАК, МАК, НЕБО, ЛИСА, ЛОШАДЬ, РАКОВИНА, НОТЫ, РЫСЬ, МУЗЫКА, МАШИНА, НОГИ, ЛОПАТА, НАРЯД, РОМАШКА, МАСЛО, НОЖ, ЛЯГУШКА, МОЛОКО, РУСАЛКА, НИТКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ Быстро составляй и читай слова{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЦВЕТЫ РОБУДКАНЕЗАЗАГВОЗМОЗАМИДИКА{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РАСТЕНИЯКАШНЯЛАНМЫШГОДЫШВИРОХПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ Составляй слова Ошибка художникакитлужикосамышкабулкаКОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ Найди «секрет» чтения и прочитай словаКОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ СОСТАВЛЯЙ СЛОВАИТОПИКАТАУКОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ А или ЯБ*КР*ДМ*КВР*ЧМ*ЧС*ДЬТ*ЗМ*СОК*ШАД*ДЯГР*ДЫР*ДЫШЛ*ПАСТ*ДОЛ*ПЫ 35ПамяткаУчись читать правильно1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.3. При чтении будь внимательным к каждому слову.4. Старайся понять, о чем читаешь.5. Читай ежедневно вслух и “про себя”. «Читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить.»В. А. Флёров