Разработка урока по теме: Правила линейной и воздушной перспективы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 6»г. Нефтеюганск Учитель изобразительного искусстваДобытина Венера РазифовнаМультимедийная разработка урока по изобразительному искусству6 класс «Правила линейной и воздушной перспективы»Тема урока: Цель: дать учащимся представление о понятии «перспектива» и правилах воздушной и линейной перспективы развивать визуально-пространственное мышление, графические навыки школьников через практическую деятельность в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы воспитывать чувство красоты к окружающей природе; развивать навыки самооценивания Используемые технологии: Проблемное обучениеДиалоговое обучение Информационно-коммуникационные технологииПодходы в организации образовательного процесса:Системно-деятельностный ЗдоровьесберегающийДифференцированный Тип урока: урок усвоения новых знаний Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод проблемный наглядный аналитическийучебный диалог Формы деятельности учащихся: индивидуальная самостоятельная практическая работарефлексивная деятельность по самооцениванию фронтальная Средства, имеющиеся у учащихся: основные понятия, умения, связанные с изображением пейзажа Единица деятельностного содержания, которое нужно освоить учащимся:понятие «перспектива», освоение способа передачи пространства по правилам линейной и воздушной перспективы Оборудование:компьютер экранпроектор Дидактическое обеспечение:презентация к урокукарты самооценивания таблица для самопроверки Особенности роли учителя: координатор учебной деятельности учащихся.УМК : программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (2011 год издания); учебник для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: / Л. А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.- 3-е изд. – М.: Просвещение,2010. Этапы урока{BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}I Организационный момент (2 мин).IIАктуализация опорных знаний (5 мин).IIIСоздание проблемной ситуации (3 мин).IV Построение выхода из ситуации (5 мин)..V. Физминутка (1 мин).VI. Закрепление новых знаний, нового способа (20 мин) .VIIРефлексия учебной деятельности ( 3 мин).VIIIДомашнее задание (1 мин). {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Сценарий урокаСтруктурный компонент урокаВремя(мин.)Действия учителяДействия учениковI.Организационный момент.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. 2 мин.Учитель создает ситуацию успеха для активизации необходимых для новой темы знаний: - в начале урока высказывает добрые пожелания детям; - предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.Ученики включаются в деловой ритм, готовятся к работе. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}СЦЕНАРИЙ УРОКАСтруктурный компонент урокаВремя(мин.)Действия учителяДействия учениковII. Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».5 мин.1. Учитель задает учащимся вопросы по теме прошлого урока «Изображение пространства». Слайд 1 Ученики отвечают на заданные вопросы, комментируют ответ. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}СЦЕНАРИЙ УРОКАСтруктурный компонент урокаВремя(мин.)Действия учителяДействия учениковII. Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».2. Учитель предлагает выполнить задание для повторения понятий «передний план» и «задний план». Слайд 2Ученики находят ошибки, аргументируют своё мнение. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}СЦЕНАРИЙ УРОКАСтруктурный компонент урокаВремя(мин.)Действия учителяДействия учениковII. Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».3.Учитель предлагает учащимся выполнить задание на нахождение ошибки в изображении пейзажа.Ученики находят ошибки, аргументируют своё мнение. Найдите изображения, на которых допущены ошибки. В чем заключается ошибка?1234 {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАСтруктурный компонент урокаВремя(мин.)Действия учителяДействия учениковIII. Создание проблемной ситуацииЦель:  постановка учебной задачи3 мин. Организация учителем учебного диалога.Вопросы учителя:1) достаточно ли знать только понятия «передний план» и «задний план» для того, чтобы передать глубину пространства?2) нужно знать еще какие-то правила ? 3) какова цель нашего урока?Учащиеся приходят к выводу, что необходимо знать правила передачи глубины пространства (правила перспективы). {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАСтруктурный компонент урокаВремя(мин.)Действия учителяДействия учениковIV. Построение выхода из затруднения.Цель: формирование умения обучающихся выполнять новый способ действия  5 мин.Работа с заданием на определение правил, по которым выполнена передача пространства на следующих изображениях.Слайд 4Вопрос учителя:1) Что объединяет эти картины?Учитель подводит детей к пониманию понятия «перспектива», просит учащихся дать определение этому понятию. Учитель вместе с обучающимися выводят правила построения линейной перспективы (построение графического рисунка). Слайд 5Учитель знакомит с примерами линейной перспективы в жизни.Слайд 6Предполагаемые ответы обучающихся:Изображен пейзаж;Изображено время года – осень;Нарисована дорога, уходящая вдаль к линии горизонта;Предметы изображены на переднем и заднем плане.Самостоятельное выведение понятия «перспектива» на основе проведенной работы. Вывод: определение алгоритма построения линейной перспективы. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАСтруктурный компонент урокаВремя(мин.)Действия учителяДействия учениковIV. Построение выхода из затруднения.Цель: формирование умения обучающихся выполнять новый способ действия  Учитель вместе с обучающимися выводят правила воздушной перспективы. Слайд 7С целью закрепления полученных знаний предлагает работу на закрепление нового способа действий. Слайд 8Учитель предлагает поработать с картой самопроверки. Слайд 9 Определение правил воздушной перспективы:1.По мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет;2.Предметы, находящиеся на первом плане, прорисовываются четко, на заднем плане- размыто;3.Окутанная воздухом даль голубеет.Ученики заполняют таблицу самопроверки. Выполняют проверку по эталону. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАСтруктурный компонент урокаВремя(мин.)Действия учителяДействия учениковV. Физминутка Цель: сохранение здоровья учащихся. 1 мин. Учитель предлагает детям выполнить электронную физминутку для глаз. Слайд 10 {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАСтруктурный компонент урокаВремя(мин.)Действия учителяДействия учениковVI. Закрепление новых знаний, нового способаЦель: активизировать полученные знания в практической самостоятельной деятельности20 мин. 1.Предлагаемое учителем задание:нарисовать пейзаж с учетом правил линейной и воздушной перспективы и при соблюдении следующих условий:1. Изобразить 3 дерева на разных планах;2.дорогу или речку, уходящую вдаль;3. лес на заднем плане.Задание дается двух уровней сложности:Закончить работу в разных цветах, соответствующих изображаемым предметам;Выполнить работу в одном цвете.Выполняют работу самостоятельно. Сами определяют уровень сложности задания. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАСтруктурный компонент урокаВремя(мин.)Действия учителяДействия учеников VII. РефлексияЦель: постановка обучающегося в рефлексивную позицию, чтобы он сделал вывод о том, что он уже умеет, какие ошибки допускает. 3 мин. 1. Учитель предлагает карту самооценивания . Слайд 11 2. Задает вопросы учащимся:• Какую задачу ставили?• Удалось решить поставленную задачу?• Каким способом?• Какие получили результаты?• Что нужно сделать ещё?• Где можно применить новые знания? Оценивают свою работу по предложенным критериям, ставят себе оценку.Отвечают на вопросы учителя. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАСтруктурный компонент урокаВремя(мин.)Действия учителяДействия учеников VIII. Домашнее задание Цель: закрепить знания и умения, полученные на уроке. 1 мин. Учитель выдает детям домашнее задание:Подобрать изображения (фото) с примерами высокой и низкой линии горизонта. Объяснить, чем обоснован выбор художником (фотографом) именно такой точки зрения.Урок закончен Вопросы для повторения:1.Что называется пейзажем?2. Согласны ли вы с тем, что пейзаж – это изображение пространства? Почему вы так решили?3.Как изображали пространство в древние времена?4.Какие правила изображения пространства вы уже знаете? Каким способом можно получить такое изображение? Что объединяет эти картины? Перспектива-учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.
Линейная перспективаЛИНИЯ ГОРИЗОНТАТОЧКА СХОДА


















Воздушная перспектива.




































1234Ближе Дальше крупнеемельчеподробнееобобщённеетеплеехолоднееярчебледнее

style.rotation






Карта самоконтроля и самооценки {BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}Балл Критерии оценивания рисунка 1Изображение реки (дороги) выполнено при помощи линий, которые сходятся в точке схода на линии горизонта.2Деревья на переднем плане прорисованы тщательно, на заднем плане видим только очертание дерева.3Размер деревьев меняется в зависимости от расположения по отношению к линии горизонта.4Земля и небо выполнены в правильной цветовой тональности (ближе к линии горизонта бледнее, к краю листа – ярче).5Изображение леса на заднем плане размытое, выполнено в холодной цветовой гамме.