Презентация Формирование субъектной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках литературы


Автор: Зотова Т.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Цнинская СОШ №1»ТАМБОВ, 2015 «Формирование субъектной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках литературы» АктуальностьВ Концепции федерального государственного стандарта нового поколения, особенностью которого является развивающая и деятельностная парадигма, выдвигаются задачи формирования у школьников основ гражданской идентичности и мировоззрения; умения учиться и способности к организации своей деятельности; умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебе и других делах, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; задачи духовно-нравственного развития и воспитания, укрепления физического и духовного здоровья обучающихся.В этих условиях актуальной является проблема формирования субъектной позиции ученика, которая имеет широкий социокультурный контекст, привлекает внимание представителей многих наук о человеке. АктуальностьПонятие «субъектная позиция» рассматривается учёными как многоаспектная характеристика человека, выражающая его внутреннюю позицию, выстроенную в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического, как активно-преобразующее отношение человека к миру, людям и совершенствованию своего собственного «Я» — личности-индивидуальности. Субъектная позиция школьника характеризуется стремлением к активному познанию и проявлению самого себя. В динамике — это показатель его развития как личности, индивидуальности; показатель самосознания, рефлексивности, самооценки, активности и ответственности Противоречия Опыт способствует разрешению противоречий междуорганизационно-педагогическими условиями для деятельности учащихся в учебно-познавательном процессе школы и современными образовательными потребностями учащихся;объемом учебной информации и возможностями ее усвоения;низким уровнем самоорганизации учебно-познавательной деятельности у учащихся 3 – й ступени обучения и потребностью личности в самообразовании и самосовершенствовании.


Проблема Проблема целенаправленного формирования субъектной позиции учащихся в творческой деятельности является весьма сложной и многогранной. Это обусловлено тем, что творческая деятельность взаимосвязана со многими сторонами учебного процесса. Она выступает одновременно как цель в плане формирования личности, как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, и как средство повышения эффективности процесса обучения. От того, как будет формироваться в школе субъектная позиция учащихся, во многом зависит будущее нашего общества. Каким образом привести в действие те резервы повышения эффективности обучения, которые зависят от ученика, от его учебной работы, от его субъектной позиции и добиться, чтобы усилия каждого ученика стали более результативными?
Теоретическое обоснование опытаПроблема субъектности исследовалась учеными А.Г. Асмоловым, А.В. Брушлинским, В.А. Петровским, Г.А. Цукерман и др. Психолого-педагогическому обоснованию субъектности посвящены работы современных педагогов, психологов И.Л. Вахнянской, А.К. Дусавицкого, И.А. Зимней, П.Я. Гальперина, В.В. Серикова и др. Разные подходы к рассмотрению личности ученика как субъекта деятельности определились в педагогике, психологии, дидактике. В научных трудах Л.С. Выготского, А.С. Границкой, В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, В.В. Гузеева, С.А. Рубинштейна, Б.Д. Эльконина и др. ученик рассматривается как субьект деятельности с позиций деятельностного подхода в обучении. Е.В. Бондаревская, А.К. Маркова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская рассматривают деятельность ученика с позиций личностно ориентированного подхода. В научных исследованиях А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А. Маслоу, С.А. Рубинштейна, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной ученик как субъект деятельности рассматривается при создании условий мотивации и активизации учения. Несмотря на значимость научных исследований по данной проблематике, еще недостаточно изучены и разработаны в педагогической науке и учебной практике организационно-педагогические условия и средства для формирования у школьников субъектной деятельности. Социальный заказ общества позволяет определить приоритетную позицию образования на создание благоприятных условий, разработку средств, форм для технологии субъектной деятельности учащихся в учебно-познавательном процессе, в которой происходит выявление, использование, преобразование и обогащение их субъектного опыта, развитие познавательной самостоятельности. ЦельЦелью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики при формировании субъектного опыта обучающихся в учебно-познавательной деятельности при изучении литературы в 7 – 11 классах. Задачи исследования1. Способствовать осознанному восприятию учащимися изучаемого материала;2. содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;3. обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика;4. проектировать ситуации, способствующие формированию субъектного опыта ученика;5. показать способность учащихся к формированию учебно-познавательной компетентности (сотрудничество, исследовательская деятельность). Новизна проектаОбоснована модель формирования субъектной позиции в процессе самостоятельной работы и в проектной деятельности Определено содержание обучения, основу которого составляет проектная деятельность, которая повышает возможность формирования субъектной позиции учащихся, позволяет применять навыки и умения, знания в реальной жизни, использовать современные компьютерные технологии. Выявлена совокупность педагогических условий использования проектной деятельности для формирования субъектной позиции учащихся. Участники проектаБазой исследования явилось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская СОШ №1» п.Строитель Тамбовского района Тамбовской области.Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Зотова Т.Н.Рабочая группа: учителя русского языка и литературы МБОУ «Цнинская СОШ №1».Педагог-психолог школы Протасова Н.В.В исследовании принимали участие учащиеся 7-11-х классов в количестве 101 человек (2011 – 2014 уч.гг.) ГипотезаЕсли в процессе обучения литературе эффективно использовать различные формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, то это даст возможность способствовать формированию субъектного познавательного опыта всех участников образовательного процесса.Другими словами, познавая язык и литературу, дети получат возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, оценить самих себя.Таким образом, очень важно способствовать формированию активной и самостоятельной позиции в учении, готовности учеников к саморазвитию и социализации. Этапы исследования1 этап (сентябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.)ознакомительно-диагностический: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, учебной литературы и нормативных документов по проблеме исследования, поиск информации в сети Internet; определение целей и задач работы; выявление рабочей гипотезы. На первом этапе изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая литература и исследования, в которых нашли отражение теория и практика формирования компонентов субъектности школьников и их субъектной позиции , формировалась концепция исследования, разрабатывались ключевые положения опытно-экспериментальной работы, ее программа. Этапы исследования2 этап (2012 г.) поисково-исследовательский: подбор учебного материала, приемов и методов его подачи, позволяющих развивать субъектную позицию учащихся; выбор формы организации учебного занятия, позволяющего формировать, развивать субъектную позицию учащихся; проведение промежуточной диагностики сформированности компетенций учащихся; На втором этапе осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза, апробировался комплекс педагогических методов и средств формирования субъектной позиции школьников, корректировались педагогические условия успешности этого процесса. Этапы исследования3 этап (2013-2014 год)экспериментальный реализация функционально-динамической модели по формированию субъектной позиции учащихся через систему творческих заданий и проектно-исследовательскую деятельность; проверка выявленных педагогических условий ее эффективного функционирования; уточнение теоретико-экспериментальных выводов; осуществление обобщения, систематизации и описания полученных результатов, рефлексия Ожидаемые результатыПроявление субъектной позиции учащихся на уроках литературы и в образовательном процессе в целом.Высокая позитивная мотивация к познанию, учебной и общественно значимой деятельности.Высокая осознанная активность учащихся в учебной деятельности.Высокая социальная активность, способность к сотрудничеству.Самостоятельность и инициативность.Готовность к профессионально-личностному самоопределению.Сформированность гуманистических ценностей.Удовлетворённость учебным взаимодействием. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИШКОЛЬНИКОВОБОГАЩЕНИЕВНУТРЕННЕГОМИРАШКОЛЬНИКАПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫФОРМИРОВАНИЕБОЛЕЕ ПРОЧНЫХИ ГЛУБОКИХЗНАНИЙПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА Методы исследования Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; - наблюдение и анализ организации процесса обучения русскому языку и литературе, обобщение педагогического опыта; - моделирование и конструирование учебного процесса, способствующего развитию субъектной позиции учащихся при изучении литературы. Пути решенияВыполнение нестандартных заданийСоздание проблемных ситуаций.Использование на уроках кроссвордов, ребусов. Творческие самостоятельные работы.Участие в творческих конкурсах. Пути решенияИспользование для развития мышления различных игр, викторин.Проведение интегрированных уроков русский язык –литература, литература – обществознание.Метод проектов (навыки исследовательской деятельности)Обсуждение проблем, связанных с реальной жизньюПрименение на уроках информационных технологий Используемые педагогические технологииПроблемное обучение считаю центральным моментом в процессе познания и обучения, так как оно имеет большие возможности для развития мышления ребенка: учащиеся получают не готовые знания, а добывают их собственными усилиями. Проблемная ситуация присутствует практически на каждом моем уроке. Именно такая ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение проблемы, создает мотивы учебной деятельностиИгровые технологии помогают сделать изучение русского языка и литературы интересным, пробудить у школьников любознательность, желание творить.Технология «Дебаты» позволяет ученикам приобрести навыки и умения: логического и критического мышления; концентрации на определенной проблеме; организации совместной деятельности; сбора и осмысления разнообразной информации; формирования и отстаивания собственной позиции; публичных выступлений; грамотного диалогического общения и взаимообучения.Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов лежит в основе всей моей деятельности. Ведущая идея: обучение каждого на уровне его способностей и возможностей. С этой целью определены несколько уровней знаний и несколько путей их достижения – у каждого ученика свой, что позволяет каждому ученику добиваться определенного учебного успеха. Работает принцип обучения «Бери, сколько хочешь, но не меньше обязательного».В настоящее время использую Технологию проектов, которая способствует развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся. УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИлогическое мышление, инициативность, активность,самостоятельностьэлементыисследованиягрупповые творческие заданияиндивидуальные творческие задания Приемы для формирования субъектной позиции учащихся Для формирования субъектной позиции учащихся и развития их творческих способностей на уроках литературы использую приемы, которые являются частью метода познавательной активности. 1. Фантастическая добавка («Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им?») 2. Ролевые и деловые игры (например, деловая игра «Компетентность» или «Точка зрения»). 3. Пересечение тем (Найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведении). 4. «Посмотри на героя другими глазами». (На Раскольникова глазами Разумихина и Свидригайлова). 5. Учебный мозговой штурм (УМШ) (Предложите идею оригинального памятника Мцыри.) 6. Театрализация («Вообразите себя актерами или режиссерами. Выберите сцену из произведения для постановки. Проведите подготовительную работу.) 7. Игра «Да-нетка» (Героиня не отличалась щедростью, хоть и была рада гостям. Кто она? (Коробочка из «Мертвых душ» Гоголя) или (Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? (Гете или Ломоносов) и др. Приемы для формирования субъектной позиции учащихся 8.Прием «Какой я? – Какой герой»? Использование этого приема на уроке литературы позволит, во-первых, выразить свое отношение к литературному персонажу, во-вторых, сравнить себя с героем, поставить себя на его место. Так, например, можно сравнить себя и Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели» Н.В. Гоголя, себя и чеховского Ионыча и т.д. Возможно, совпадений и не будет, но есть возможность проанализировать поведения героя с точки зрения своего опыта. Возможно, появится осознанная потребность изменить что-то в себе, в своем поведении, и, конечно, поможет в характеристике героя произведения и объяснении его поступков. В ходе этой методики, если использовать ее на разных уроках (список черт может варьироваться), проявляется как своеобразие каждого ученика, так и общие черты, объединяющие его с другими. 9.Прием «Описание с закрытыми глазами». Часто мы пытаемся обратить внимание детей на какую-то художественную деталь текста, чтобы вывести на понимание характера героя или символичного авторского знака. Чтобы ученикам было понятнее, зачем, например, обращать внимание на предметы в комнате Евгения Онегина или почему у гоголевской Коробочки обои «в куриную лапочку», можно провести параллель с их собственным опытом.(Инструкция:  закройте глаза и представьте свою комнату. Какие предметы вы видите в ней? Какого они цвета? Что находится на столе? Почему именно так, а не иначе ты расположил вещи на полке? Можно ли что-то убрать? Важно ли для тебя то, что находится в твоей комнате? и т.д.)  Затем провести аналогии с художественным произведением. Применение информационно-коммуникационных технологийЯвляюсь активным участником интернет – сайтов: «Продленка», «Педсовет», «Pro.Школу.ru», «Учмет» и др. Создала свой учительский сайт, где размещаю методические разработки уроков, рабочие программы, статьи. Участвовала в интернет - форуме «Чтение в современной жизни» 68cdo.ru/moodleМои учащиеся являются участниками интернет-конкурсов: Степанова Алина «Письмо губернатору», конкурс эссе «Уроки на всю жизнь»; Патрина Виктория «След Великой Победы в моей семье».Мы с ребятами широко используем фонды электронных библиотек порталов http://window.edu.ru, www.tstu.edu.ru. Результаты проектов представляются с помощью средств информационно-коммуникационных технологий. С лучшими проектами ребята выступают на межшкольной научно-практической конференции Применение информационно-коммуникационных технологий ПРОЕКТЫУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬГРУППОВЫЕИНДИВИДУАЛЬНЫЕГРУППОВЫЕИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫКАЧЕСТВО знанийОЛИМПИАДЫ КОНФЕРЕНЦИИДинамика уровня мотивации к изучению предметаКОНКУРСЫПРОФЕССИОНАЛЬНОЕСАМООПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ РезультативностьРазработана методика диагностики творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках литературы; Созданы условия для самообразования при применении компьютерных технологий, получения информации из Интернета; Составлен банк учебных проектов по литературе, рекомендации по выполнению проектов;Выполнены проекты по собственным темам; Выявлена совокупность педагогических условий использования проектной деятельности для формирования субъектной позиции школьников при обучении литературе;Создалась положительная мотивация к посещению кружков, элективных курсов, факультативов;Подготовлены исследовательские работы (участие в работе секции «Литература» в рамках научно-практической конференции) РезультативностьКритерием результативности опыта является уровень субъектной (познавательной) активности обучающихся, который проявляется, в частности, в качестве знаний, выявленном при итоговой аттестации. Качество знаний при итоговой аттестации по литературе выпускников 11 класса 20123– 2014 учебного года составило 100 %.Обращение к методике диагностирования осознанной регуляции произвольной (субъектной) активности О.А. Конопкина позволяет определить уровень основных регуляторных функций: целеполагания, программирования действий, оценивания результатов и коррекции осуществляемых действий.Данные мониторинга субъектной активности как составляющей субъектного опыта учащихся представлены в таблице.Основные функции9 класс(2011-2012 уч.г.)10 класс(2012-2013уч.г.)11 класс(2013-2014 уч.г.)Целеполагание9 чел. (36%)19 чел. (76%)24 чел. (96%)Программирование действий6 чел. (24%)13 чел. (52%)19 чел. (76%)Оценивание результатов12 чел. (48%)20 чел. (80%)25 чел. (100%)Коррекция осуществляемых действий13 чел. (52%)18 чел. (72%)23 чел. (92%) РезультативностьПромежуточный мониторинг развития познавательной самостоятельности по окончании 9 класса демонстрирует динамику отслеживаемого параметра: количество учащихся с высоким уровнем познавательной самостоятельности оказалось на 12% (24%) больше, учащихся со средним уровнем – на 1% больше (57%), с низким уровнем на 6% меньше (29%). РезультативностьРост познавательной и субъективной активности характеризуется ещё и тем, что ученики автора опыта участвуют в литературных конкурсах разного уровня и занимают призовые места:2012-2013 - Конкурс эссе «Уроки на всю жизнь» (региональный) Степанова Алина, 10класс .Призер.2013-2014 -Конкурс «Письмо губернатору» (региональный) Степанова Алина, 11 класс. Участие.2013-2014 - Конкурс проектов "След Великой Победы в моей семье" (региональный) Патрина Виктория, 9 класс. Участие. Участие в олимпиадах2011-2012 Русский язык муниципальный этап Кашлева Юлия 9б 1 место 2011-2012 Русский язык региональный этап Кашлева Юлия 9б участие2012-2013 Литература муниципальный этап Степанова Алина 10а 1 место2012-2013 Литература муниципальный этап Кашлева Юлия 10а 2 место2012-2013 Русский язык муниципальный этап Глазкова Юлия 10а 2 место2012-2013 Русский язык муниципальный этап Котельникова А. 10а 2 место2012-2013 Русский язык муниципальный этап Кашлева Юлия 10а 3 место2012-2013 Литература региональный этап Степанова Алина 10а Призер2013-2014 Литература муниципальный этап Степанова Алина11а 1 место2013-2014 Литература региональный этап Степанова Алина 11а Призер 5 место2013-2014 Русский язык муниципальный этап Степанова Алина11а 1 место2013-2014 Русский язык региональный этап Степанова Алина 11а участие2014-2015 Литература муниципальный этап Бетина Евгения10 1 место2014-2015 Русский язык муниципальный этап Ломакина Валерия 9а 3 место Формы представления результатовДиагностический материалДидактический материалПроектные работы обучающихсяОбобщение опыта работы:В сети Интернет На конференцияхНа сайте школыМетодические разработки уроков и их презентации Качество знаний по литературе ЕГЭ по русскому языку2013-2014 учебный год Динамика уровня мотивации обучающихся к изучению литературы Динамика уровня мотивации обучающихся к изучению литературы ВыводЦели , поставленные в начале работы над проектом, достигнуты, задачи решены. Проект является эффективным, малозатратным. оптимизирует образовательный процесс.Применение системы творческих заданий и проектной деятельности позволяет вырабатывать следующие компетенции: овладение приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, умения добывать знания, обобщать и делать выводы, умение применять приобретённые знания в повседневной практической жизни.Формирование субъектной позиции учащихся повышает эффективность работы.Проведённые диагностические исследования показали повышение заинтересованности обучающихся и как следствие - повышение качества знаний. Распространение опытаНа муниципальном уровне. Материал из опыта работы Зотовой Т.Н «Формирование субъектной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках литературы» внесен в районный банк передового педагогического опыта Тамбовского района (Протокол РМО учителей русского языка и литературы №1 от 12.04.2012)Участие в районных семинарах. 1. Интегрированный урок литературы и обществознания в 9 классе «Проблемы современной семьи. Уроки великого Толстого» (20.04.2012 )2 Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе «Человек и время в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (12.12.2014)Участие в областных и районных конкурсах.2010 год – участник муниципального конкурса «Учитель года – 2010» (лауреат)2012 год – участник конкурсного отбора лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».2012 год – участие в областном конкурсе «100 идей нестандартного урока» Распространение опытаПубликации в сети ИнтернетPro.Школу.ruИнтегрированный урок «Проблемы современной семьи. Уроки великого Толстого».Презентация к уроку «Проблемы современной семьи. Уроки великого Толстого».Рабочая программа по литературе для 9 класса. ПубликацииPRODLENKA 1.Презентация к уроку литературы в 11 классе «Проблемы милосердия, всепрощения и справедливости в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 2. Система уроков по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс). 3. «Формирование субъектной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках литературы». 4. Рабочая программа по литературе в 9 классе. Востребованность проектаВостребованность результатов данного проекта обусловлена его социальной значимостью. Формирование субъектной позиции школьников не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.Формирование навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Главное, чтобы, уходя в большую жизнь, молодой человек уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать», чтобы по-горьковски «смысл жизни видел в творчестве». Наша задача – ему в этом помочь.Опыт может быть использован коллегами как нашей школы, так и других образовательных учреждений, так как он обобщен и расположен на сайтах сети Интернет.Наличие эффективных механизмов распространения результатов педагогического проекта: выступление на районной конференции, обобщение опыта на муниципальном уровне, публикации на школьном сайте и в сети Интернет. Степень удовлетворенности родителей работой учителя русского языка и литературы Зотовой Татьяны Николаевны(2013-2014 учебный год) Литература и ресурсы интернетаБатан Л.Ф. Педагогические условия и особенности формирования субъектности в познавательной деятельности учащихся [Текст] / Л. Ф. Батан // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 12. – с. 296 – 302.Гульянц С. М. Личностно-ориентированный подход на уроках литературы: 5-9 классы основной школы // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М.: 2009. - 165 с.Конопкин О.А.  Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Педагогика, 1980. - 256 с.Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 5(7).Осницкий А.К.  Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М.: Знание, 1986.Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Педагогика, 1979.Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.http://yspu.org/trn_level_edu. ecsocman.hse.ru/mags/mirros/2013-22-2/79687789.htmlold.kpfu.ru/conf/ek2011/sbornik/008.docwww.tsutmb.ru/