Презентация по литературе Дона Донская сказка Бисеринка (5 класс)


Донская сказка «БИСЕРИНКА» Литература и фольклор Автор: Узлова Елена Владимировна,учитель русского языка и литературыГКОУ РО школа-интернат № 28г. Ростов-на-Дону Образовательные:- познакомить с донской сказкой «Бисеринка»,- сопоставить сюжет донской сказки со сказкой А. Платонова «Волшебное кольцо»,- сформировать умение выражать собственную позицию, умение вести диалог;- закрепление понятий «литературная» и «народная сказка»;Развивающие:  - развивать речь, воображение, память,мышление, внимание;Воспитательные:  - воспитание нравственных качеств личности, любви к родному краю, к донскому говору. Цели урока: Бисеринка — бисер - мелкие стеклянные бусы, а бисеринка- одна буса, одно зерно (по толковому словарю Даля).Гутарить — говорить.Кошёлка — приспособление для ловли рыбы.Ноне — сегодня (в этом году).Пластать — разделывать рыбу.Рыбальство — рыбная ловля.Сумно — тревожно.Супротив — напротив.Трошки (не в себе) — немного. Чадушка — обращение, обычно к детям. Словарная работа Сопоставление сказки А. Платонова «Волшебное кольцо» и донской сказки«Бисеринка» Особенности народной сказки А. Платонов. Сказка «Волшебное кольцо» Донская сказка «Бисеринка» Зачин Жила в деревне крестьянка. При ней жил сын ее Семен, не женатый еще. Жили старик со старухой. Жили-поживали, нашли сe6e сына, назвали его Ваней. Концовка Должно так и будет -женится Семен на сироте, пойдут у них дети, и новая сказка начнется. А Иван привел мать в дом, женился на дочери рыбака. Живут они счастливо. Я был у них в гостях, хорошо там меня попотчевали, сказали, чтоб я еще приходил в гости. Эпитеты постоянные Волшебное кольцо, прекрасная девица, царская дочь, змеиное царство. Волшебная бисеринка, царская дочь, царь-батюшка. Повторы Серчает- кричит. Подумал-подумал. А. Платонов. Сказка «Волшебное кольцо» Донская сказка «Бисеринка» Положительные герои Семен – заботливый, любит животных, доверчивый, честный. Иван – заботливый, любит животных, доверчивый, честный. Отрицательные герои Царская дочка – лживая, корыстная, алчная Царская дочка – лживая, корыстная, алчная. Помощники положительного героя Собачка, кошка – находчивые, благодарные, змея - благодарная. Собачка, кошка – находчивые, благодарные, змея - благодарная. 1. Как авторы создают сказки? Что они для этого делают?2. Что вам понравилось (не понравилось) на уроке? 3. Какие моменты урока вам запомнятся на всюжизнь? Итог урока Придумать сказку на основе русской народной сказки:- «Теремок»- «Гуси- лебеди»- «Колобок»- «По – щучьему веленью»- «Репка». Домашнее задание