Презентация к уроку литературного чтения. 4 класс. Нелёгкий путь в подземное царство. А.Погорельский Чёрная курица или подземные жители


Самый лучший день - сегодня.Самый лучший отдых – работа.Самая лучшая работа та, которую ты любишь.Самая большая потребность – общение.Самоё большое богатство – здоровье.Самый большой дар - любовь . «Не для того дан вам ум,чтобы вы во зло его употребили» А. Погорельский Урок литературного чтения Тема: Нелёгкий путь в подземное царство УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Тарасевич Н.М. Проверка домашнего задания: «Не для того дан вам ум,чтобы вы во зло его употребили»Диалог с авторомТестВыборочное чтение Алексей Алексеевич Перовский “Чем более вы от природы имеете способностей и дарований ..., тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”. ДИАЛОГ С АВТОРОМ Кто этот человек? “Это я - Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии ”. ДИАЛОГ С АВТОРОМ Как сложилась Ваша жизнь в пансионе? “Как я был одинок в холодных казенных комнатах! Я очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: я упал с забора и повредил ногу”. ДИАЛОГ С АВТОРОМ Как сложилась жизнь Ваша после? Обстоятельства сложились так, что на моем попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых я увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы. ДИАЛОГ С АВТОРОМ Какой вы взяли себе псевдоним? “В 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" я опубликовал — под псевдонимом "Антоний Погорельский" — "Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет сказка “Чёрная курица, или подземные жители”. ДИАЛОГ С АВТОРОМ Почему нет архива произведений писателя? Литературное наследие писателя невелико, однако и оно едва изучено. Архив его почти бесследно исчез, беспечно предоставленный писателем воле судьбы и игре случая. В последние годы жизни, совершенно оставив литературную деятельность, равнодушный к писательской славе, я мало о нём заботился. ДИАЛОГ С АВТОРОМ Для кого была написана сказка «Черная курица или подземные жители»? Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую. Племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой. Тест Назовите имя главного героя сказки? Алёша2. Какую должность занимала Черная курица в подземном царстве ? Министр3. За что министр отблагодарил Алешу? За спасение4. Чем министр наградил Алёшу? Конопляным семенем5. Что произошло с конопляным семенем? Потерялось Как изменился мальчик, когда у него появилось волшебное зёрнышко? Праздность делает человека хуже ,чем он есть на самом деле! Будьте здоровы! ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ 1 группа БЕЛАЯ ШЛЯПАКакие события произошли в рассказе? Кто герои? 2 группа ЖЕЛТАЯ ШЛЯПАЧто хорошего в рассказе? Что понравилось? 3 группа ЧЕРНАЯ ШЛЯПАЧто плохого в рассказе? Что не понравилось? 4группа КРАСНАЯ ШЛЯПАКакие чувства испытали? В какой момент? 5 группа ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПАКак можно изменить события? Что было бы если…?СИНЯЯ ШЛЯПА Синяя шляпаЭто – философская, обобщающая шляпа. ПЯТИСТИШЬЕ 1 слово СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (тема)2 слова ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (раскрыть тему)3 слова ГЛАГОЛА (описать действия по теме)4 слова ПРЕДЛОЖЕНИЕ (отношение к теме)5 - одно слово - СИНОНИМ ТЕМЫ (ассоциация) Нравственные уроки жизни Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.Надо быть строгим к себе. * * САМООЦЕНКА,ВЗАИМООЦЕНКА 4 3 Домашнее задание Дочитать сказку.Написать письмо-пожелание Алеше.Закончить пятистишье, если не успели.   Вывод: «Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!»