Презентация: Форирование санитарно — гигиенических навыков у дете с ОВЗ


КГС(К)ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида №5»  Формирование санитарно – гигиенических умений и навыков самообслуживания у младших школьников со сложной структурой дефекта   . Хабаровск, 2011 (С(К)ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида №5» . Проект выполнили Романенко Александра ВитальевнаЧеботарёва Наталья Николаевна Гапонова Тамара Ивановна Кудлич Валентина Ивановна Пискун Татьяна Георгиевна Мардашева Ирина Николаевна Эпиграф  «… Изучая идеологию отсталого ребенка, мы видим ясно, что отличие его от нормального – не только количественное, но и качественное, и что он, следовательно, нуждается не в более длительном пребывании в школе, не в нахождении только в классах с наименьшем по уровню и темпу развития, а в специальной школе со своей особой методикой, со своим бытом и со своим специальным педагогическим персоналом». Л. С. Выготский Словарь Сложная структура дефекта – это такой тип дезонтогенеза, при котором наблюдается сочетание двух и более отклонений в развитии ребёнка. Актуальность Формирование санитарно-гигиенических умений и навыков самообслуживания - одна из важнейших задач воспитания и обучения детей со сложной структурой дефекта. Характерные особенности психофизического развития у данной категории детей часто препятствуют овладению навыками в естественных повседневных ситуациях. Неумение самостоятельно принимать пищу, пользоваться столовыми приборами, расторможенность, отсутствие реакции на инструкции воспитателя – типичные примеры поведения, не позволяющие эффективно обучать ребенка обслуживать себя. Актуальность В основе СФГОС лежит удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей; принцип договоренности , согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства . Очень важно проводить целенаправленную, систематическую работу по формированию санитарно–гигиенических умений и навыков самообслуживания у детей со сложной структурой дефекта для дальнейшей социализации их в обществе. Актуальность Этой проблемой занимались отечественные специалисты: А.Р.Лурия, Л.С.Выготский, А.Р.Маллер, Т.И.Пороцкая, Э.И.Леонгард. Они считали, что привитие санитарно-гигиенических умений и навыков самообслуживания способствуют выработке практических умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Нормативно-правовое обеспечение Конституция РФЗакон об ОбразованииДекларация прав о защите ребёнка Проект Положения СФГОС для детей с ОВЗРегиональные и краевые нормативные документыЛокальные акты Цель Формирование санитарно–гигиенических умений и навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта Задачи 1 Исследовать уровень сформированности санитарно-гигиенических умений и навыков самообслуживания у детей 1 класса.2 Проанализировать психолого-педагогическую литературу об особенностях детей со сложной структурой дефекта.3 Определить направления деятельности, способствующие формированию санитарно-гигиенических умений и навыков самообслуживания у детей со сложной структурой дефекта.4 На основании итоговой диагностики проанализировать эффективность работы по формированию санитарно-гигиенических умений и навыков самообслуживания у детей со сложной структурой дефекта. Ресурсы Кадровые Временные педагоги воспитатели 4 года медработники психолог родители Материально-техническая база финансы дидактический материал ЦОР, ТСО средства личной гигиены оборудованная комната личной гигиены кабинет СБО Этапы работы I Диагностический Исследование санитарно–гигиенических умений и навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта. II Формирующий Организация психолого-педагогической деятельности по формированию санитарно–гигиенических умений и навыков самообслуживания. III Контрольный Диагностика уровня сформированности санитарно – гигиенических умений и навыков самообслуживания (по итогам педагогической деятельности).  I этапДиагностический Виды диагностики 1. Исследование уровня сформированности санитарно-гигиенических умений и навыков самообслуживания (наблюдение) 2. Анкетирование и беседа с родителями   Индивидуальная карта развития ребенка Ф.И. ребенка._Короткевич Рома 7 лет Сентябрь 2008г. Входная диагностика Навыки личной гигиены 1) умение пользоваться мылом помощь 2) умение пользоваться зубной пастой и щеткой помощь 3) полоскать рот нет 4) пользоваться полотенцем помощь 5) пользоваться расческой помощь 6) пользоваться носовым платком нет Критерии: ДА, НЕТ, ПОМОЩЬ Индивидуальная карта развития ребенка Ф.И.ребенка. Короткевич Рома 7 лет ________________________ Навыки самообслуживания 1) знание наименования одежды нет 2) пространственное различие сторон и умение правильно надевать ее помощь 3) самостоятельное раздевание помощь 4)разделение обуви по схеме тела(левая, правая) нет 5) замечать недостатки в одежде , и устранять их нет 6) самостоятельно принимать пищу да 8) самостоятельное пользование туалетом помощь Критерии: ДА, НЕТ, ПОМОЩЬ. Анкета для родителей Ф.И. ребенка Короткевич Рома Умения оценка важность доступность 1. Пользоваться туалетом очень важно доступно 2.Умываться, мыть тело под душем важно доступно 3. Стирать мелкие вещи второстепенно доступно частично 4.Выполнять действия по просьбе очень важно доступно 5. Самостоятельно одевать и снимать одежду и обувь очень важно доступно 6. Отвечать на телефонные звонки, звонить второстепенно недоступно 7. Переходить проезжую часть дороги важно доступно 8. Покупать продукты в магазине второстепенно недоступно 9. Готовить себе еду на завтрак, ужин важно доступно 10. Делать уборку по дому очень важно доступно II этап Формирующий  Организация воспитательной деятельности по формированию санитарно – гигиенических умений и навыков самообслуживания  Формирование и закрепление у воспитанников навыков гигиены и самообслуживанияФормирование потребности содержать в чистоте собственное тело, одежду, предметы обихода и жилище Задачи 1. Осуществление деятельности по формированию санитарно – гигиенических умений и навыков самообслуживания. 2. Комплексная работа воспитателя , учителя, узких специалистов, родителей.  1. Осуществление деятельности по формированию санитарно – гигиенических и навыков самообслуживания Приемы:физическая помощь и моделирование ситуациисоздание игровых ситуаций деятельность на уровне совместных действий с воспитателемдеятельность по подражаниюдеятельность по образцудеятельность по последовательной инструкции;деятельность с привлечением внимания ребенка к предметусамостоятельная деятельностьдеятельность по исправлению допущенные ошибки  Формы:воспитательные занятияиндивидуальные занятиярежимные моменты беседы 2. Комплексная работа совместно с родителями привлечение родителей к созданию условий для осуществления гигиенических процедур(бумажные салфетки, туалетные принадлежности) рекомендации для родителей по подбору одежды и обуви с использованием простых приспособлений (липучки, молнии, пуговицы) консультации родителям о необходимости созданий условий для закрепления полученных санитарно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания в школе, а также контроль за их выполнением.    II этап Формирующий II этап Формирующий II этап Формирующий II этап Формирующий II этап Формирующий III этап Контрольный Диагностика санитарно – гигиенических умений и навыков самообслуживания по итогам педагогической деятельности  По индивидуальным картам развития воспитанников  Критерии уровня сформированности санитарно-гигиенических умений и навыков самообслуживания Итоговая диагностика Навыки личной гигиены 1) умение пользоваться мылом 2) умение пользоваться зубной пастой и щеткой 3) полоскать рот 4) пользоваться полотенцем 5) пользоваться расческой 6) пользоваться носовым платком Критерии: не владеет, с помощью, владеет. Навыки самообслуживания 1) знание наименования одежды 2) пространственное различие сторон и умение правильно надевать ее 3) самостоятельное раздевание 4)разделение обуви по схеме тела(левая, правая) 5) замечать недостатки в одежде , и устранять их 6) самостоятельно принимать пищу 7) умение пользоваться столовыми приборами, различать их 8) самостоятельное пользование туалетом Критерии: не владеет, с помощью, владеет. Критерии уровня сформированности санитарно-гигиенических умений и навыков самообслуживания Продукт Технологические карты развития детей со сложной структурой дефектаПрограмма «Хозяйственно-бытовой труд и формирование навыков самообслуживания у детей со сложной структурой дефекта»Картотека дидактического материала по формированию санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в печатном и электронном вариантахСборник игр, загадок, физминуток . Заключение Любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно – психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи и государства в целом. Он должен стать оптимально социально адаптированным, способным к адекватному вхождению в общественную среду. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания социального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.  Послесловие «Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности… Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово- интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности». В.П. Кащенко  Список литературы Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М., 2004.Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе.- М., 2002.Маллер А.Р. Социально трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей и подростков в специальных учреждениях. - М., 2003.Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. –М. 2006. Благодарим за внимание!