Презентация к научной работе Влияние коммуникативных и организаторских способностей на профессиональное самоопределение (10 класс)


ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Выполнили работу ученики 10 кл Рахимова Азиза Исломовна Овчинников Олег Андреевич Научный руководитель Педагог-психолог Сидоренко Дарья Анатольевна ВВЕДЕНИЕ В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно- просветительное и бытовое обслуживание людей и т.д. К профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относятся: труд учителя, тренера, врача. ЦЕЛЬ ДАННОЙ РАБОТЫ:ВЫЯВИТЬ ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Задачи: провести теоретико-методологический анализ изученности коммуникативных и организаторских способностей в психологии. на основе выбранных методик изучить коммуникативные и организаторские способности подростков, а так же их профессиональные предпочтения.  АКТУАЛЬНОСТЬ: Тема способностей актуальна в наши дни. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной, особенно, глядя через призму профессионального самоопределения.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ Самыгин Сергей Иванович — доктор социологических наук писал, что когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Татьяна Юрьевна Платонова дает следующую формулировку понятию «способность»:это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ Коммуникативные способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую и другие виды деятельности. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ Включают практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. Организаторские способности подразумевают также возможность достижения высокого уровня мастерства в сфере управления, организации разного рода планов и мероприятий. ВЫБОР ПРОФЕССИИ – КАК САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Профессия – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки.Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЫБОР ПРОФЕССИИ Самым важным, трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, подросток внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения. ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И в девятом классе ребята должны решить: куда идти дальше – в десятый класс, ПТУ, техникум?Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания.Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей. ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯУЧАЩИЕСЯ 9-Х КЛАССОВ, В КОЛИЧЕСТВЕ – 44 ЧЕЛОВЕК; МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ С целью изучения коммуникативных и организаторских способностей была применена Методика Коммуникативные Организаторские Способности (МЕТОДИКА «КОС» Б.А. Федоришина и В.В. Синявского.). Анкетная часть методики «КОС» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации. ПО ПОЛУЧЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НАМИ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ: Показатель по формуле Оценка Уровень Количество испытуемых 0,10-0,45 1 Низкий 9 0,46-0,55 2 Ниже среднего 6 0,56-0,65 3 Средний 9 0,66-0,75 4 Высокий 11 0,76-1,00 5 Очень высокий 9 Таблица 1. Коммуникативные способности ДИАГРАММА 1. КОММУНИКАТИВНЫЕ СКЛОННОСТИ 9-КЛАССНИКОВ По диаграмме 1 можно сделать вывод, что испытуемых, получивших оценку 5 - 9 человек это 20%. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. ТАБЛИЦА 2. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ. Показатель по формуле Оценка Уровень Количество испытуемых 0,20-0,55 1 Низкий 18 0,56-0,65 2 Ниже среднего 15 0,66-0,70 3 Средний 6 0,71-0,80 4 Высокий 3 0,81-1,00 5 Очень высокий 2 ДИАГРАММА 2. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ 9-КЛАССНИКОВ Проанализировав диаграмму 2, мы можем сделать вывод, что большинство учащихся не склонны к организаторской деятельности.Испытуемым, получившим оценку 1, 2, коммуникативные и организаторские склонности, присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуя себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивая свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО, ПРЕДЛОЖЕННЫЙ КЛИМОВЫМ) В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов (человек-природа, человек-техника, человек-знак, человек-худ. образ, человек-человек). В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии. ПО ПОЛУЧЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОПРОСНИКА НАМИ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ:ТАБЛИЦА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ Кол-во испытуемых Человек-природа Человек-техника Человек-знаковая система Человек-худож. образ Человек- Человек 44 5 10 4 11 22 Проанализировав диаграмму 3, мы можем сделать вывод, что большинство учащихся 22 человека-50% всех респондентов склонны к выбору профессионального типа человек-человек. Здесь главный, ведущий предмет труда - люди. Среди этого типа профессий можно выделить: профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов; профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием; профессии, связанные с медицинским обслуживанием. ТЕСТ ДЖ.ГОЛЛАНДА (ДЖ.ХОЛЛАНДА) НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ  Типы профессиональной направленности личности бывают: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный тип. ПО ПОЛУЧЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРОСНИКА ДЖ.ГОЛЛАНДА НАМИ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ:ТАБЛИЦА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 9-КЛАССНИКОВ Кол-во испытуемых Реалистический тип Интеллектуальный тип Социальный тип Конвенциональный тип Предприимчивый тип Артистический тип 44 7 7 13 7 10 14 Проанализировав диаграмму 4, мы можем сделать вывод, что учащиеся 9-х классов более склонны к следующим типам профессиональной направленности личности:артистический тип, социальный тип, предприимчивый тип.    ВыводыПроведя наше исследование с учащимися 9-х классов мы пришли к выводу, что большинство учащихся с высоким уровнем коммуникативных и организаторских способностей выбирают профессии, ориентированные на взаимодействие с другими людьми.Таким образом, коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек — человек».