Методический семинар:Презентация на тему ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АКЦИЙ И УРОКОВ ЧИСТОТЫ


Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, ГБОУ «Камско-Устьинская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Чиркова Михаила Алексеевича» Формирование нравственных качеств личности через проведение практических экологических акций и уроков чистоты  Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить. Сладков Артемий НиколаевичЭкологическое образование и воспитание являются одним из приоритетных направлений развития современной педагогической науки. В классической педагогике обоснованы и развиты положения о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали великие педагоги прошлого Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Гумбольдт, Ф.В.А. Дистервег и др.          Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала экологическая проблема. В тревожной, а подчас и угрожающей экологической ситуации первостепенной образовательной (воспитание и обучение) целью школы должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня духовно-нраственных   качеств и культуры здоровья человека, как основы экологической культуры.          На уроках экологии формируется  у школьников бережное отношение к природе.  Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по слежению за состоянием природной среды и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного гражданина. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. В Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации указано на необходимость экологизации учебных дисциплин – внесение в практику их преподавания элементов экологического подхода. Экологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательной задачи – выработке у учащихся экологического мышления, экологической культуры. В настоящее время не менее значимой для формирования экологического воспитания как средства духовного становления личности является практическая природоохранная деятельность.Экологические акции, уроки чистоты и экскурсии стали традиционными для обучающихся школы. Осенью и весной проводятся акции «Чистый берег», «Дерево, живи», «Марш парков», праздники «День Земли», «День Воды», «День Леса», «День птиц». В течении года организуютсяконкурсы и викторины: «Моя малая Родина», «Зимняя фантазия», «Птичья столовая», «Экология, природа и фантазия» Экологической работой в школе, развитием экологического сознания своих учеников, я занимаюсь несколько лет. Мы проводим с ребятами различные природоохранные дела: конкурсы-выставки плакатов, рисунков, сочинений, рефератов, кроссвордов на экологическую тему, КВНы, турниры, выставки скворечников, экскурсии, благоустраивали наш поселок в рамках акции «Мы за чистый двор». Экоурок в 9 классе «Особо охраняемые территории РТ»Январь 2013 Экоурок в 5 классе «Растения и животные Красной книги РТ»Январь 2013 Экоурок в 6 классе совместно с поселковой библиотекойАпрель 2013 Акция «Чистые леса»Май 2013 6 класс в акции «Чистый берег»Сентябрь 2013 Урок чистоты – акция «Покормите птиц зимой» (5 класс)Декабрь 2013 Экскурсия 5,6 классов в теплицуМай 2013 Акция «Чистый лес»Май 2014 Свою работу с учащимися учитель начинает со знакомства и осмысления закона « Не причини вреда ничему живому – ни делом, ни словом, ни мыслью».Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатствам во избежание катастрофы на Земле. Презентацию подготовила Ларионова О. А., учитель биологии (Январь 2015)