Презентация «Развитие навыков письма (каллиграфии) — как основы культуры письменной речи»


Тема самообразования учителя ТСОШ Удальцовой Т.Д. Формирование каллиграфических навыковкак основы культуры письменной речи Содержание: Актуальность Объект исследованияПредмет исследованияЦели исследованияЗадачиЭтапы Форма Ожидаемый результатРесурсыпланируемое времяЛитератураСроки выполнения Актуальность проекта Детям в первый год обучения трудно вырабатывать каллиграфический навык ( ручерукодвигательное действие), поэтому в процессе обучения первоначальным навыкам письма т.е формировании графического навыка необходимо создать такие методические условия, в которых будут учтены закономерности развития каллиграфических навыков. Актуальность проекта. Учителю, работающему в первом классе необходимо прорабатывать и изучать материалы по этой теме, для того, чтобы достичь лучших результатов по формированию у детей каллиграфических навыков. Цель проекта: 1. повышение самообразования, по выбранной теме. Задачи проекта: Анализ методической и специальной литературыАнализ работ детей ( тетради и прописи)Анализ почерка родителейРазработка буклета для родителейПроведения родительского собрания«Масштабы негативного влияния неправильно сформированного каллиграфического умения» Задачи проекта Создание проектаВыступление на МО Объект исследования: Методическая литератураНаучные статьиДетские тетради и прописиОбразцы почерка родителей Предмет исследования: Предмет « Обучения грамоте» (письмо) Этапы работы: ПоисковыйАналитическийПрактическийитоговый Поисковый этап: Поиск материалов для проектаАнализ методической и специальной литературы( сбор фактов, Интернет, печать)Определение тематического поля и темы проекта Аналитический этап: Анализ имеющейся литературыПоиск оптимального способа достижения целиПостроение алгоритма деятельностиПошаговое планирование работы Практический этап: Организация мероприятий: Собрание исходных материаловДиагностика ( работа с образцами почерков детей и родителей)Практика ( анализ собранного материала)Выбор темы и проведение род. собранияВыпуск буклетовВыступление по защите темы Итоговый этап: Анализ результатовПодготовка и выступление по защите темы самообразованияОценка качества работы участниками прослушивания темы Форма проектной деятельности: Самостоятельное изучение дополнительной литературыРабота с детьмиРабота с родителями Механизм реализации проекта: Участники проекта:ШкольникиРодителиУчителя Предметно-педагогическое пространство: Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа Ресурсы необходимые для реализации проекта: Канц.товарыКомпьютерПринтерСканерБиблиотечный фондДетские тетради , прописиИнтернет Ожидаемый результат: Повышение самообразования учителя ( Удальцовой Т.Д.), направленное на улучшение качества его работы Оптимизация содержания: Н.Г Агаркова « Информационно-методическое письмо»С.Н.Халзанова Методические рекомендацииМ.М. Безруких «Как писать буквы»« Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму» Критерии внешней оценки: Значимость и актуальность выдвинутой проблемыКорректность используемых методов исследования и методов обработки полученных результатовАктивность каждого участника проекта, в соответствии его индивидуальным возможностям Планируемое время на реализацию проекта: Орг.момент---------сентябрьСбор материалов---------- сентябрь- февральАнализ информации----- январь-февральВыпуск буклета------ декабрьПроведение род. собрания----мартВыступление с отчётом-----март Результаты проекта: Повышение самообразования учителяСерия соц средств информированияМетод рекомендации для родителейВыступление на МО СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.Задачи: — ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;— обучение ориентировке на странице прописей и тетради;— ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;— обучение письму слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;— обучение связному (безотрывному), ритмичному и скорому письму;— предупреждение искажения при написании букв;— исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников. Понятийный аппарат Графика как раздел лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее. Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге.Каллиграфия - искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами почерк, письма.Графическая система – совокупность букв алфавита, имеющая определенную структуру, которая характеризуется наличием восьми структурных единиц, постоянной формы и пространственно – количественным типом отношений между ними. Этапы формирования графического навыка Упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, правильно располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию, закруглять ее (штриховка, обводка трафаретов)Письмо элементов буквПисьмо отдельных буквПисьмо сочетаний букв, слогов, целых слов ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ Сознательность; доступность; постепенность усложнения; наглядность; повторность;сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей ;параллельное обучение чтению и письму Методы обучения письму КопировальныйЛинейныйГенетическийРитмический Методические приемы обучения письму Анализ формы буквыПоказ написания учителемВоображаемое письмоКопировальный методСписывание с готового образцаПисьмо под счетУсвоение правил письмаАнализ ошибочного написания Анализ формы букв 1) раскладывая ее на зрительные элементы;2) с точки зрения движений при письме;3) в сравнении с ранее изученными буквами Элементы букв Короткая наклонная палочкаДлинная наклонная палочкаКороткая наклонная палочка с закруглением внизуКороткая наклонная палочка с закруглением вверхуКороткая наклонная палочка с закруглением вверху и внизуДлинная наклонная палочка с закруглением внизуДлинная наклонная палочка с закруглением вверху и внизу Элемент строчных буквЭлемент прописных буквКороткая наклонная палочка с петелькой внизуДлинная наклонная палочка с петелькой внизуДлинная наклонная палочка с петлей вверхуДлинная наклонная палочка с петлей внизуОвалы большие и маленькиеЛевый маленький полуовалПравый маленький полуовалЛевый большой полуовалПравый большой полуовал Группы букв Малые (строчные) буквы: I и ш г п т й н р уII л м ц щ ь ыIII о а ф ю б д яIV с е ё ч ъ вV х ж э з к Группы букв Большие (прописные, заглавные) буквы: I И Ш Ц Щ Ч Л М АII О С З Х Е Э ЯIII Ж У Н К Ю Р В IV Г П Т Б Д Правила письма 1 классБуквы надо писать с одинаковым наклономБуквы в словах надо писать на одинаковом расстоянииПисать надо красиво Буквы в словах надо писать одинаковой высотыБуквы в словах надо писать на одинаковом расстоянииПисать надо быстро и красиво Правила: Обучение приемам письма СписываниеПисьмо под диктовкуПроговаривание Интеллектуальные умения, необходимые на этапе становления навыка письма Умение воспринимать образецУмение анализироватьУмение сравниватьУмение обобщатьУмение синтезировать Причины , вызывающие погрешности в письме: нарушение элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке);перенапряжение руки;отсутствие необходимой пространственной ориентации;несовершенство регуляции движений;разрыв в развитии двигательных и зрительных анализаторов недоразвитие у детей звуковой стороны языка Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке. Слухо – артикуляционные графические ошибки нарушение последовательности (ковш – кошв); пропуск (ворона – врона, скворцы – скорцы) написание лишних букв (маяк – майак, елка – йолка, корабль – карабыль, сентябрь – сентябырь) разнообразные замены графем, которые соответствуют фонемам, отличающимся по одному или двум акустико – артикуляционным признакам (пыл – пил, бочка – дочка, клоп – хлоп ) Зрительно – двигательные графические ошибки 1) нарушение (увеличение или уменьшение) количества элементов в букве, например буква ш заменяется на и (пиши – пиии, шар – иар), ц на щ (яйцо – яйщо), ж на х (ежи – ехи); 2) смещение элементов по размеру (рак – пак) 3) смещение элементов по форме (Ольга – Ольча, сон – соы); 4) изменение пространственного положения одинаковых или сходных по форме элементов по горизонтали: например, буква с пишется как буква э (совы – эовы) и 5) по вертикали: ш как т (шумит – тумит), и как п (игла – пгла). Каллиграфические ошибки (недочеты письма) – это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки. Графические ошибкиБуква искажается учащимися до неузнаваемости, а именно: заменяется направление элемента или знака в целом, увеличивается или уменьшается количество элементов; одна графема полностью заменяется другой, сходной по начертательной или акустической характеристике Каллиграфические ошибкиИскажение буквы в пределах ее узнавания и прочтения (нарушение высоты, ширины и угла наклона) ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫРАБОТКИГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА — правильный подбор мебели;— правильная посадка;— положение тетради;— направление освещения;— оптимальность формы ручки;— продолжительность беспрерывного письма(I класс - 5 мин; II класс — 8; III класс —12; IV класс — 15 мин.) и т.д. Соблюдай правила Соблюдай правила МОУ « Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа» Родительское собрание.Тема:« Графические возможности детей.Трудности письма»17 декабря16ч 30 минС. Тарбагатай ул. Некрасова 5При себе иметь образцы почерка родителей, ручку и тетрадь. Памятка для родителей Благодарственная грамота От чтения –к письму!