Презентация по русскому языку на тему Морфологические нормы


Морфологические нормы русского языкаПрезентация подготовлена студентами 473 группыБрицова А.Васильева А.Мельникова Д.Хуснутдинова Э.. Великие о речи…Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.ЧеховНеправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И. Писарев Качества хорошей речиПравильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению О речи и её нормахПравильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка.Норма литературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка.Языковые нормы речи: орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные. Морфологические нормы. Что это такое?Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи.Сравни:Правильно:ихслезайкрасивеетри студенткиНеправильно:ихнийслазькрасивше или более красивеетрое студенток Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я).19.04.2015слайд №16{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}-Ы(-И)-А(-Я)адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола, кузова,,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари,вы΄боры, грифели, драйверы, диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы. Образование некоторых форм имен существительных:При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний.Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся:названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген;названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.; Образование некоторых форм имен существительных:Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов;А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен;У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель.Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок.Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др. Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}-нулевое окончание-овБотинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет.Носков, гольфов, клипсов, брело΄ковАрмян, башкир ,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган.Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов,хорватов.Яблок, слив.Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов.Ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентгенАкров, байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов.Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан.Минеров, саперов,мичманов.19.04.2015слайд №19 Образование некоторых форм имен существительных:В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска.Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией.Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Существительные среднего рода без ударения -ье-ьяР.п. мн.ч. -ИЙР.п. мн.ч. - ИЙПобережье - побережий, соленье - соленийОладья - оладийПлясунья- плясунийСлова-исключенияВерховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устье - устьев, подмастерье -подмастерьев:Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья- хлопьевСуществительные среднего рода под ударением -ье-ьяР.п. мн.ч. - ЕЙРужье - ру΄жейЛадья- ладе΄йСлова-исключения: копьё - копий.19.04.2015слайд №111 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сущ. ср.р. в И.п. на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦБлюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец, Исключение: солнце - солнцВ Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или - ЕЙВафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель, баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей.Если у сущ. перед -НЯ стоит гласная окончание мягкое: богиня-богиньЕсли у сущ. перед –НЯ стоит согласнаяокончание твердое: басня-басен19.04.2015слайд №112 ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХОсобенности употребления имён прилагательных Простая формаСложная (составная) формаОбразуетсяпри помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей;при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже;при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше;- от других основ: хороший – лучше.Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий.Способы образования сравнительной степени прилагательных Простая формаСложная (составная) формаОбразуетсяпри помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший;при помощи суффикса –Ш: высший, низший;иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший;от других основ: хороший – лучшийОбразуетсяприбавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный;прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивееПревосходная степень НЕЛЬЗЯМОЖНОсамый тончайший, более умнее, наименее красивее. самый тонкий или тончайший, более умный или умнее, наименее красивый или красивее.Обратите внимание! Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени: Бойкий – бойчее и бойче,Гибкий – гибче,Глубокий – глубже,Горький (опыт) – горше,Горький (мед) – горче,Мелкий – мельче,Узкий – уже,Плохой – хуже,Хороший – лучше.Запомни! О формах кратких прилагательныхИз вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен. Потренируемся!Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения.1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой. СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХОсобенности употребления имён числительных Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросысколько? который? Количественныеобозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два;различают1) целые (десять, сто),2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых),3) собирательные (двое, пятеро)Порядковые- числительные, обозначающие порядок при счёте:первый, десятый, сто шестидесятый Склонение количественных числительных (сколько?)Составные : склоняются все слова, все части:Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двухТ.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумяполтора: полторастаИ.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.) полторастаР., Д., Т., П. – полутора, полуторастасорок, девяносто, сто:И., В. – сорок, девяносто, стоР., Д., Т., П. – окончание –а. Склонение количественных имен числительныхДесятки :обе части оканчиваются одинаковопятидесяти, пятьюдесятью.Сотни:склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нотаИ.,В. пять нот – пять сот . Р. пяти нот - пятисот .Д. пяти нотам – пятистамТ. пятью нотами – пятьюстамиП. о пяти нотах – о пятистах Склонение порядковых имен числительных (который?)Склоняется только последнее словодо тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года)в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже:к пятому января, перед первым сентября  Потренируемся!Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных.1. В реферате имеется приложение с 25 схем... 2. Студенту не хватает 9 книг. 3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек. Сочетание собирательных числительных с существительнымиСобирательные числительные (от 2 до 10):двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят);с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот);с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них). обаобеобоих, обоим, обоимитолько с существительными мужского, среднего рода Обоим братьям, на обоих полотнах,обеих, обеим, обеими только с существительными женского рода обе сестры, по обеим сторонамСледует запомнить Потренируемся!Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.Образец: Оба студента; обоим студентам.Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо. Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголовОсобенности употребления глаголовИнфинитивЕд.числоМнож.числоглядетьглядиглядитеехатьпоезжайпоезжайтелазатьлазайлазайтелезтьполезай, лезьполезайте, лезьтелечьляглягтетрогатьтрогайтрогайтекластькладикладитеГлагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой!Положи, положите Запомните! Особенности употребления местоименийПритяжательное местоимение их, её имеет только эту форму.НЕЛЬЗЯ: Ихний, ейный Запомнить: Скучать, грустить по вас, по наспосле простых предлогов типа в, без, к, до и после наречных предлогов возле, мимо, после, около к личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н:к нему, у неё, за ней, около них.После наречных предлогов вопреки, благодаря, согласно, наперекор, навстречу, которые употребляются только с Дат. падежом, начальное Н НЕ прибавляется: навстречу ему, вопреки ей. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) клади портфель2) более семиста студентов3) до две тысячи пятого года4) её дипломОтвет: 2) более семИсот студентов1) полутораста книгам2) трое жеребят3) ихний кабинет4) наименее удобный.Ответ: 3) ИХ кабинет Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) с шестьюдесятью миллионами2) более трехсот заданий3) положи на полку4) скучаю по вамОтвет: 4) скучаю по ВАС1) обеим старушкам2) семеро нас3) свойственен им4) более модный.Ответ: 3) свойствЕН им Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) ляжьте на пол2) более мудрый старец3) до одна тысяча девятьсот семнадцатого года4) шире рекиОтвет: 1) ляГте на пол1) о ста странах2) три аспирантки3) к семидесяти двум4) прибавить к девяностам трем.Ответ: 4) прибавить к девяностА трем Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) самый скучный день2) едь быстрее3) клади на стол4) грущу по васОтвет: 2) ПОЕЗЖАЙ быстрее1) о полтора тоннах2) обоих друзей3) мокла под дождем4) легче всего.Ответ: 1) о полУтора тоннах Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) обеими руками2) четверо ножниц3) не лазейте по деревьям4) к их мнениюОтвет: 3) не лазАйте по деревьям.1) о трех поросятах2) наиболее ответственный пост3) положи ручку4) чудю на уроке.Ответ: 4) нельзя образовать! Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) около пятиста снимков2) в течение тридцати семи минут3) выложи на парту4) самый яркийОтвет: 2) около пятиСОТ снимков1) семьюдесятью процентами2) ехай вперёд3) высох быстро4) быстрейший спортсмен.Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ вперед Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) разрежь батон2) попробуем3) красивше всех4) более резкий крикОтвет: 3) красиВЕЕ всех1) на обоих берегах2) лягте на кушетку3) ответ медлен4) более выше.Ответ: 4) ВЫШЕ, более ВЫСОКИЙ Д.С.ЛихачевНаш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо.