Методическая разработка Диагностический инструментарий в работе социального педагога с детьми девиантного поведения


"Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.»- Ушинский К.Д. Диагностика (с греческого dia – после, через и gnosis - знание т.е. способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз – это определение состояния объекта. Девиантное поведение — поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних и т.п. Диагностическая работа Коррекционно – профилактическая работа Виды диагностик: Медицинская диагностика Социальная диагностика Психологическая диагностика Педагогическая диагностика Социально-педагогическаядиагностика 1. Медицинская диагностика – процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.Социального педагога диагноз будет интересовать с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов. Психодиагностические признаки: низкая познавательная активность и личностная незрелость; низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении; повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию; немотивированность, неадекватность поведения; отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома; сохранение инфантильности, слабоволие; раннее половое развитие; 2. Психологическая диагностика (психодиагностика) выявление индивидуально-психологических свойств личности.Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Диагностический минимум:1 класс – Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета (Лусканова);4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова), интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс),5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса;8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса;10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш) 3. Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)? Существуют ли проблемы среди членов семьи? Насколько эффективны (неэффективны) формы общения? Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи? Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия? Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения? 4. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Наблюдение Анкетирование Анализ документации Тестирование изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей; диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер; изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения; личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений; нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода. 5. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. Диагностический этап работы с детьми девиантного поведения. Выявление трудновоспитуемости Личностно – ориентированная диагностическая работа с детьми девиантного поведения. Беседы с классными руководителями. Беседы с родителями. Беседы социального педагога непосредственно с трудновоспитуемыми. Диагностическая работа социального педагога, психолога школы с детьми девиантного поведения. Диагностическая работа Изучение личностных характеристик учеников.Изучение познавательного развития учащихся.Изучение характера взаимоотношений в классе.Изучение проблем класса с точки зрения учителя.Изучение проблем класса с точки зрения учащихся.Определение отношения «отвергаемых» к школе, к семье.Работа с родителями, с семьей.Оформление личных социально-педагогических карт на каждого учащегося. Социометрия Анкета для оценки уровня школьной мотивации Тест «Ваша самооценка» Методика изучения направленности на приобретение знаний Тест «Ваша уличная компания» Анкета «Интерес и досуг» Методика для изучения социализированности личности учащегося Методика незаконченных предложений Методика диагностики склонности к девиантному поведению Анкета привлекательности классного коллектива Тест-анкета «Мои способности» Методика выявления коммуникативных склонностей Анкета «Оценка воспитанности учащихся 9-11 классов» и др. Определение цели и задач исследования. Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления. Выбор методик изучения.Подготовка диагностического инструментария.Обработка и интерпретация результатов исследования.  Тематические классные мероприятия Умеем ли мы общаться?Дети разных поколений. Давайте поймём взрослых.Кому сегодня нужна любовь?«Что такое дружба?» Классное мероприятие по сплочению коллектива.Мой характер и темперамент.Конфликт. Как его разрешить?«Мир моих увлечений». Профориентационное мероприятие. Личностно – ориентированная направленность Беседы и консультации с родителями.Беседы с ребёнком.Посещение семьи и обследование взаимоотношений её членов.Вовлечение в кружковую и другую внеклассную деятельность детей с проявлениями той или иной дезадаптированостью. Контролирование посещаемости и успеваемости учащегося. КОНСУЛЬТАЦИИ (индивидуальные, групповые) УЧИТЕЛЯМ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЯМ рекомендации: «Как работать с ребенком агрессивного поведения?». «Как строить свою работу с тревожным ребенком?».выступление на методическом совете;индивидуальные консультации: совместное обсуждение причин трудностей учащихся и их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. УЧИТЕЛЯМ: РОДИТЕЛЯМ рекомендации: «Как строить взаимоотношения с тревожным ребенком?» «Причины возникновения негативного поведения.»выступления на родительском собрании направлены на профилактику и предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании: «Взаимоотношения в семье» «Конфликт в семье. Как его избежать?»