«Система работы школы по профилактике девиантного поведения и делинквентного поведения учащихся в школе»


Министерство образования и науки Республики КазахстанФилиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»Республиканский институт повышения квалификации руководящихи научно-педагогических работников системы образования РКПроект слушателей курсов«Профилактика девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних»(01.09.-26.09.2015г.)Тема проекта: «Система работы школы по профилактике девиантного поведения и делинквентного поведения учащихся в школе»Руководитель: Дорожкина Л.А., ст. преподаватель кафедры воспитанияи социализации личности, доцент РИПК СО Автор проекта: Самсонова Н. Ю.-психолог г.Алматы, 2015 год Кто-то, когда-то должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной, как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,С миром оборваны тонкие нити.Словно стена без дверей, без окон.Вот они, главные истины эти:«Поздно заметили» … «Поздно учли» …Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли.С. Давидович Актуальность проблемы: Заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.Особую актуальность исследование девиантного поведения несовершеннолетних и пути его коррекции приобретает в связи со снижением возрастных границ несовершеннолетних склонных к совершению правонарушений. Чаще всего корни агрессивности и повышенной тревожности уходят в раннее детство, закрепляясь или сглаживаясь в более позднем возрасте.Актуальность проблемы предупреждения девиантного (отклоняющегося) поведения подростков определяется ростом количества несовершеннолетних, имеющих серьезные поведенческие нарушения. Особенно это заметно в подростковый период, когда происходит включение человека в систему разнообразных отношений, влияющих на формирование взглядов, ценностных ориентации, интересов и потребностей, а также на процессы самоопределения и самоутверждения личности. Ожидаемый результат: Выработанная система профилактических мероприятий, направленных на учащихся с девиантным и деликвентным поведением . Указаны причины отклонений в поведении подростков. Раскрыты основные формы и методы профилактики девиантного и деликвентного поведения.1. Создание эффективной воспитательной системы профилактики девиантного поведения подростков.2. Развитие новых форм и технологий.3. Снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних.4. распространение инновационного опыта в школах.5. обеспечение непрерывности и преемственности воспитания. Цель:  Выработка системы работы по профилактике девиантного и делинквентного поведения у учащихся. Задачи :Дать понятие «девиантного» и «деликвентного» поведения. Указать основные причины девиантного и деликвентного поведения у учащихся.Выработать основные формы профилактической работы.Методы и приемы работы по профилактике. Что такое девиантное и делинквентное поведение?Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Делинквентное поведение — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, при­чем нередко представляет собой поступки, наказуемые законом. Основные виды девиантного и делинквентного поведения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды девиантного поведения (не имеющего противоправного содержания) Виды делинквентного (противоправного) поведения1. Побеги детей и подростков из дома, детских воспитатательных учреждений; 2. Бродяжничество как следствие детской безнадзорности; 3. Злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими токсическими средствами (аддиктивное поведение); 4. Аутоагрессивное поведение (покушение на собственный организм, вплоть до крайних проявлений - самоубийства); 5. Отклонения социально-пассивного типа (стремление к уходу от активной жизни, отстранению от обязанностей и долга, работы, учёбы и т. п.)1. Отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности: оскорбления; хулиганство; драки; побои; тяжкие преступления - изнасилования, убийства.2. Отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением к криминальному обогащению: кражи; грабежи; хищения и т. п. Основные причины девиантного и делинквентного поведения Отклонение в поведении у детей разного школьного возраста возникает :В силу блокировки (фрустрации) либо недостаточной мотивации к ведущему виду деятельности в определенный возрастной период; Вследствие влияния значимого взрослого окружения (родителей, учителей). При этом на разных возрастных этапах на возникновение отклонений в поведении у ребенка оказывают отношения с разными категориями взрослых и сверстников, что обусловлено возрастными особенностями детей (для младших школьников - это родители и учителя. На школьников среднего звена и старшеклассников наибольшее деструктивное влияние могут оказывать учителя и сверстники); Основные причины девиантного и делинквентного поведенияИтак, ведущими причинами в нарушении развития личности ребенка и появлении у него девиантного и деликвентного поведения являются: повседневная психотравматизация в микросоциальной среде (в семье и школе); неадекватное воспитание. Это означает, что основную ответственность за возникновение и развитие у ребенка девиантного и деликвентного поведения несут значимые для него взрослые – родители (и/или субъекты их заменяющие) и учителя. Причины девиантного и делинквентного поведения Первичные причины развития ДДП у детей и подростков: алкоголизм, асоциальность и криминальность родных; психопатические черты у родителей в виде повышенной аффективной возбудимости, а также их незрелость и изолированность, снижение стрессоустойчивости и личностные проблемы; 9 потребность родителей устанавливать приоритет над ребенком; навязчивое поведение; одиночество и плохое здоровье матери; неблагоприятные личностные особенности родителей (принципиальность, требовательность, нетерпимость, завышенный уровень притязаний; эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, мнительность); тревожность родителей в отношениях с детьми, аффективность в обращении с детьми (крик, ругань, угрозы), властность, стремление подчинить и добиться беспрекословного послушания, доминирование одной личности в воспитании; переложение воспитательных ролей, недоверие к детям, их возможностям, недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми (эмоциональная тупость, погруженность в себя родителей); непонимание родителями своеобразия детей, непринятие ребенка, для родителя ребенок – это тот, кто создает проблемы; негибкость в подходе к ребенку, отсутствие альтернативы в решении проблем ребенка, косность; неравномерность воспитания, которая может выражаться в недостатке эмоционального контакта с ребенком в раннем детстве в избытке, потом и наоборот. Причины девиантного и делинквентного поведения Вторичные причины развития ДДП у школьников: сложные взаимотношения с учителями; повышение требований к учебе, к общей информированности (большинство детей сталкиваются с типичным психическим стрессом и переутомлением); следствие медицинских проблем - депрессии, пост-травматического стрессового расстройства (ПТСР). Причины девиантного и делинквентного поведения Психобиологические предпосылки ДДП: 1. Нервно-психические патологии и заболевания; 2. Акцентуации характера (чрезмерная выраженность каких-либо индивидуальных особенностей, черт личности); 3. Отставание в умственном развитии (как врождённое, так и приобретённое вследствие травм и заболеваний). доминирующая гиперпротекцияГипопротекция (недостаток опеки и контроля)потворствующая гипопротекцияэмоциональное отвержениепротиворечивое воспитание повышенная моральная ответственность Социально- педагогические службы {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Школьные сотрудники Основные функции Психологидиагностика ДП разработка программ профилактической и коррекционной работы (групповой и индивидуальной) реализация программУчителясигнальная функция (обращаются к психологу с запросом на диагностику, профилактику и коррекцию ДДП)Социальные работникипроведение профилактической работы совместно с психологомШкольный инспекторучастие в профилактических мероприятиях Основные функции по работе с детьми ДДП школьного коллектива