Презентация Психологическая готовность к школе детей с ДЦП


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Омский государственный педагогический университет»Факультет психологии и педагогикиКафедра общей и педагогической психологииВыполнил: студент 51 группыочной формы обученияГолоха Яна АнатольевнаНаучный руководитель:д.пс.н., профессорАнтилогова Лариса НиколаевнаПсихологическая готовность к школе детей с ДЦПВыпускная квалификационная работа по специальности 050706.65 Педагогика и психология Под психологической готовностью к школе понимается определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.Кравцова Е.Е. Объект исследования: готовность детей с ДЦП к школе.Предмет исследования: психологическая готовность к школе детей с ДЦП. Задачи: 1. Раскрыть психологическую природу готовности детей к школе на основе анализа психолого-педагогической литературы.2. Выявить психологическую сущность готовности детей с ДЦП к школе.3. Определить особенности психологической готовности к школе детей с ДЦП.4. Эмпирическим путем определить и проанализировать особенности психологической готовности к школе детей с ДЦП. Цель работы: выявить психологические особенности готовности к школе детей с ДЦП.Методы исследования:- опрос (беседа);- тестирование;- математические методы обработки данных (U – критерий Манна – Уитни). Результаты опросника «Хочешь ли ты учиться в школе?» Результаты «Теста ориентировочной школьной зрелости» Керна-Иерасика Результаты исследования по методике М.И. Ильиной «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» Результаты исследования по методике М.Р. Гинзбург Результаты теста для родителей дошкольников «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Дети-нормотипы имеют высокий уровень интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой готовности к школе. Тогда как у детей с ДЦП преобладает средний уровень интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, готовности к школе, низкий уровень волевой готовности к школе.Дети-нормотипы характеризуются высоким уровнем развития мелкой моторики, хорошо развитым глазомером, высоким уровнем сформированности тонких координаций. Для детей с ДЦП характерен низкий уровень развития координаций движения, хаотичная и непродуманная деятельность, не возможность самостоятельно поставить перед собой цель; не сдержанность эмоций и желаний.Для детей-нормотипов и детей с ДЦП характерно преобладание учебно-познавательного мотива и мотива получения оценки. Также для детей-нормотипов характерны позиционный и социальный мотивы к учебной деятельности, тогда как для детей с ДЦП характерны внешняя и игровая мотивация. По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:1. Существуют различные теории психологической готовности детей к школе в зарубежной и отечественной психологии. Зарубежные исследователи в центр изучаемой проблемы ставят интеллектуальные возможности детей, что находит отражение в тестах, позволяющих выявить развитие мышления, памяти, восприятия и других психических процессах ребенка. Отечественные психологи сосредоточивают внимание на соответствии уровня развития дошкольника требованиям будущей учебной деятельности. Школьное обучение является эффективным только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.2. Психологическая готовность детей к обучению в школе – это определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и физиологическая. 3. Для детей с церебральным параличом имеют специфическое психическое развитие, которое обусловлено сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Особую роль в развитии нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения ребенка. На готовность этих детей к школе и дальнейшему обучению влияет состояние опорно - двигательного аппарата. 4. Исследование особенностей психологической готовности к школе детей с ДЦП проходило на базе БДОУ «Детский сад №268 «Ёлочка» компенсирующего вида». В исследовании принимали участие нормотипичные дети и дети с ДЦП подготовительных групп «Жемчужинка» и «Родничок». 5. Проведенное исследование показало, что для большинства детей-нормотипов в целом характерна высокая готовность к обучению в школе, для большинства же детей с ДЦП характерна средняя готовность к обучению в школе. В то же время у детей с ДЦП выявлены низкие показатели по отдельным аспектам, которые связаны с личностными особенностями детей (тревожность, застенчивость, страхи, низкие коммуникативные способности), а также с особенностями их физического развития. 6. У большинства нормотипичных детей доминирует высокий уровень мотивационной готовности к обучению в школе. Третей части детей с ДЦП присущ высокий уровень развития мотивации к обучению в школе, наиболее частым мотивом являются учебно-познавательный и внешний. Преобладание внешних мотивов и мотива получения хорошей оценки говорит о неготовности детей с ДЦП к обучению в школе. Благодарю за внимание!Готова ответить на Ваши вопросы.