Комплексный подход к оценке метапредметных результатов.


Тема: Комплексный подход к оценке метапредметных результатов. Метапредметные результатыуниверсальные способы деятельности –познавательные коммуникативныерегулятивные Основным объектом оценки метапредметных результатов сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Основное содержание оценки метапредметных результатов Умение учиться Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;— решение задач творческого и поискового характера (система заданий УМК «Школа 2100»: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня); — проектная деятельность;— комплексные работы на межпредметной основе. Осуществление мониторингаМониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК «Школа 2100»,представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями. Оценивание уровня сформированности УУДОценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой работе. Фиксирование сформированности УУДМониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей может использоваться Таблицы метапредметных результатов, Портфолио учащегося. Здесь учитель фиксирует успешность выполнения заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД. Процедура оценкиВнутренняя оценкаВнешняя оценка Внутренняя оценкаПредмет оценки: сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.Задача оценки данных результатов: определение уровня усвоения учащимися определенных универсальных учебных действий, как средства анализа и управления своей познавательной деятельностью. Форма проведения процедуры:Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы:1) Заместитель директора по ВР в рамках изучения уровня воспитанности обучающихся школы, анализа воспитательной работы (коммуникативные универсальные учебные действия; регулятивные универсальные действия)2) Заместитель директора по УВР в рамках внутришкольного контроля:по изучению состояния преподавания предметов; по изучению состояния организации внеурочной деятельности;в рамках промежуточной и итоговой аттестации (проведение трех контрольных работ, русский язык, математика, комплексная работа на метапредметной основе по итогам 1, 3 четверти, 1 полугодия; итоговой аттестации.); на этапах рубежного контроля при переходе на новую ступень обучения.3) Психолог в рамках преемственности с ДОУ и при переходе обучающихся в школу второй ступени (коммуникативные, регулятивные, познавательные). Персонифицированные мониториноговые исследования проводят: 1) Учитель в рамках:внутришкольного контроля, когда предлагаются административные контрольные работы и срезы; тематического контроля по предметам и текущей оценочной деятельности;по итогам 1,3 четверти, 1 полугодия;итоговой аттестации.2) Психолог в рамках итогов коррекционной работы с детьми « группы риска».3) Ученик в результате самооценки на уроке, внеурочной деятельности с фиксацией результатов в оценочных листа. Инструментарий:1. Диагностические задачи по проверке отдельных видов универсальных учебных действий, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной контрольной работы (по А.Г Асмолову)2. Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа. )тетради для контрольных и проверочных работ по ОС «Школа 2100»3. Комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией .4. Олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность). Методы оценки: фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение.Результаты продвижения в формировании таких действий как коммуникативные и регулятивные действия, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы фиксируются в виде оценочных листов прямой или опосредованной оценкой учителя, психолога в портфолио ученика, листах самооценки. Внешняя оценкаПредмет оценки эффективность воспитательно-образовательной деятельности учрежденияФорма проведения процедуры:неперсонифицированные мониторинговые исследования образовательных достижений обучающихся и выпускников начальной школы:в рамках аттестации педагогов и аккредитации образовательного учреждения;проведение анализа данных о результатах выполнения выпускниками итоговых работ. Субъекты оценочной деятельности: специалисты, не работающие в образовательном учреждении.Инструментарий, формы оценки: Комплексные работы на межпредметной основе, проверочные работы на предметной основе, где метапредметный результат является инструментальной основой, разработанные на федеральном или региональном уровне. Комплексные итоговые работы(как способ проверки метапредметных результатов)Все итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.Они строятся на основе не сплошного текста, к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий. Что оценивается с помощью этих работВ области чтения1)техника и навыки чтенияскорость чтения (в скрытой для детей форме) не сплошного текста;общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться; 2)культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);3)читательский отклик на прочитанное. В области системы языка1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)целостность системы понятий (4 кл.);фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);разбор предложения по частям речи;синтаксический разбор предложения; 2)умение строить свободные высказывания:словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);предложениясвязный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик на этическую ситуацию, на нравственную и социальную проблему, на экологические проблемы, задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения 3)сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);4)объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы) В области математики1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)2)умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;3)умение рассуждать и обосновывать свои действия В области окружающего мира1)сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятийтела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);объекты живой и неживой природы;классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;распознавание отдельных географических объектов 2)сформированность первичных предметных способов учебных действийнавыков измерения и оценки;навыков работа с картой;навыков систематизации3)сформированность первичных методологических представленийэтапы исследования и их описание;различение фактов и суждений;постановка проблемы и выдвижение гипотез. Комплект итоговых комплексных контрольных работ сопровождается рекомендациями по подготовке и проведению работы, по проверке и оценке результатов. Интерпретацией результатов. Итоговая аттестация- контрольная работа;- диктант;- изложение;- проверка осознанного чтения;- комплексная работа.