Презентация Разработка заданий для формирования и мониторинга метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС


Разработка заданий для формирования и мониторинга метапредметных результатовв соответствии с требованиями ФГОС Учитель МАОУ «Гимназия №5» города Перми Мансветова Л.А. В каждом школьном предмете и на каждом учебном занятии могут и должны быть востребованы такие метапредметные результаты, как коммуникация, целеполагание, смысловое чтение; принятие решения, аргументация, проектирование, моделирование, педагогическое сотрудничество, рефлексия целеполагание По представленной фотографии или просмотренному кинофрагменту определите тему и содержание урока Просмотр фрагмента «Эпизод в закусочной» из к/ф «Трасса 60» -5 мин. https://youtu.be/rgPUyWlxMDY Несколько фраз из эпизода — Когда-то я загадал желание много есть, но меня не устраивала малая вместимость живота. С тех пор у меня в животе образовалась черная дыра и теперь мне надо есть 7—8 раз в день, чтобы не умереть.— Вам все еще нравится есть?— Нет, теперь это для меня обуза. Для разработки заданий мы используем тематические видеофрагменты на 2-5 минут, после просмотра которых ученикам предлагается- сформулировать проблему ;- выдвинуть гипотезу ;-обсудить( в диалоге или группе возможные пути решения и развития проблемы;Представить публично результаты.Список кинофрагментов1.Как не отравиться грибами?2.Как покоряли Россию кошки?3.Кто бесплатно работает на вашей грядке?4.За что древние славяне почитали ежа?5.Почему мурлыкает кошка ?6.Куда исчезли тараканы?7.Чем опасна крыса и как с ней бороться?8.Так ли вреден сахар? смысловое чтение смысловое чтение Внимательно прочтите отрывок из книги Л.Буссенара «Похитители бриллиантов» Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями. Задания:Составьте формулы веществ, о которых идет речь в отрывке из книги.Составьте уравнения химических реакций, о которых идет речь в отрывке. аргументация Задание для работы в паре «Аргументы»на уроке биологии Договоритесь и выберите либо пословицу, либо поговорку для выполнения данного задания Пословица: «Аппетит приходит во время еды».Поговорка: «Когда я ем, я глух и нем». Дайте физиологическое обоснование выбранной пословицы или поговорки Запишите не менее трех общих для вас аргументов Запишите дополнительно два и более своих аргумента, отличающихся от аргументов вашего напарника принятие решения Рядом с вашим биваком в походе– ручей сомнительной чистоты и болотце. Откуда вы будете брать воду для приготовления пищи? 1. Из ручья. 2. Из болотца.3. Из специально вырытой ямы рядом с болотцем.КОММЕНТАРИЙ  Воду надо брать из специально вырытой ямки рядом с болотцем после того как она отстоится. Игры и игровые моменты часто используются при формирования метапредметных компетентностей, а именно, отработки навыков систематизации информации, смыслового чтения, коммуникации и публичного выступления. Для их успешного применения необходима специальная организация игрового пространства и деятельности учащихся на всех этапах занятия, раздаточный материал – карточки инструкции.Урок « Моря России» проводился в виде игры - конкурса рекламных агентств .На организационном этапе класс разделился на 5 групп, и каждая группа получила задание : представить море одного из бассейнов, определить его рекреационную привлекательность, составить ментальную карту и рекламный проспект, используя любую доступную информацию. Выбранная форма проведения урока позволила создать условия для развития:а) умений ориентироваться и принимать креативные решения в неожиданной ситуации, концентрировать внимание, формулировать тезисы предстоящего сообщения,б) выступать публично, анализировать и оценивать выступления других; в) логического и критического мышления; д) открытости в общении.На организационно-деятельностном этапе шла работа по созданию проектов « Приглашаем в круиз» , их защита и обсуждение. проектирование коммуникация Вводный инструктаж Работа в группе Выполнение индивидуального задания Работа над проектом Ментальная карта Рекламный плакат Защита проектов Фотоотчет моделирование Информационные общеучебные умения и навыки (ОУУН) определяют для учеников возможность самостоятельного поиска и осмысления информации. Кроме навыка смыслового чтения эта деятельность включает навык «сворачивания» и «разворачивания» информации (составление и «чтение» таблиц , графиков, схем, формул) и навык применения технических средств. Способы их формирования и отработки достаточно хорошо представлены в методической литературе и используются педагогами. Результатами такой деятельности являются разные модели. моделирование Ментальная карта по теме «Систематика рыб» Как показывает мой опыт , наиболее результативным приемом для овладения понятийным аппаратом является использование перекидных карточек (на уроках химии и географии). Особым образом разрезана тетрадь, на листках справа написаны катионы (положительно заряженные ионы) , а на листках слева – анионы ( отрицательно заряженные ионы), их заряды и индексы, прописаны их названия. При переворачивании страничек можно составлять и запоминать формулы сложных веществ. Полученные формулы ученики поднимают и демонстрируют учителю. Педагог может моментально оценить знания учеников, провести необходимую коррекцию – исправить ошибки. Подобным образом составлены карточки по географии , с помощью которых проводится отработка знаний географических понятий и символов. Рефлексия деятельности на уроке осуществляется как в устной (I) , так и в письменной (II) формеI . Вопросы учащимся:Удалось ли вам найти ответы на важные для вас вопросы?Какие моменты в вашей деятельности были наиболее значимые для вас?Как вы можете оценить свое продвижение в развитии метапредметных компетенций рефлексия 4. Оцените вашу деятельность на уроке, исходя из того, что 100% - это ваша максимальная деятельностная активность.5.Какую из полученной новой информации вы готовы превращать в знания (начать применять), каким образом? рефлексия II. Лист самоанализаУченик Класс Предмет Для самоанализа, качественной и количественной оценки урока выберите ответ (подчеркните или поставьте какой-либо знак) На уроке я работал активно пассивно Своей работой на уроке я доволен не доволен Урок показался длинным коротким За урок я устал не устал Мое настроение стало лучше стало хуже Материал урока был мне А) понятен Б) интересен А) бесполезен Б) скучен Домашнее задание мне кажется А) легкимБ) интересным А)труднымБ) не интересным И доступность и качество образования, как и эффективность начинаются с учителя, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников