Презентация Возможности кружка «Мягкая игрушка» в развитии творческих способностей младших школьников


Возможности кружка «Мягкая игрушка» в развитии творческих способностей младших школьников Йошкар-Ола2016 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Йошкар-Олы» Автор: Дмитриева Наталья Сергеевнаучитель начальных классов У каждого ребенка есть способности и таланты В различные исторические периоды этой проблемой занимались Платон, Аристотель и другие, занимаются современные ученые: П.А. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Формирование и развитие творческих способностей является важной составной частью педагогического процесса Важный фактор творческого развития детей - среда, способствующая формированию их творческих способностей Актуальность моего исследования определяется созданием благоприятной среды – кружка для учащихся начальных классов объект исследования: личностно - деятельностная сфера психики ребенка в условиях внеурочной деятельности в общеобразовательной школе;предмет исследования: программа кружка дополнительного образования «Мягкая игрушка» и содержание деятельности по ее реализации, обуславливающие позитивную динамику развития у младших школьников, посещающих занятия кружка, творческих способностей по показателям: беглость, гибкость, оригинальность;гипотеза исследования: включение детей в серию занятий по реализации общеразвивающей программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности Кружок «Мягкая игрушка» обусловит позитивную динамику развития творческих способностей у учащихся 3 класса по показателям: беглость, гибкость, оригинальность;цель исследования: разработать и апробировать систему занятий по реализации общеразвивающей программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности Кружок «Мягкая игрушка» для учащихся 3 класса и определить степень ее эффективности в развитии творческих способностей младших школьников по показателям: беглость, гибкость, оригинальность. Задачи: 1.Изучить, обобщить и систематизировать доступную информацию по вопросам: - развития творчества, творческих способностей, креативности детей младшего школьного возраста; - организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС; - организации внеурочной деятельности в целом и по технологии в частности. 2.Разработать и апробировать специальную серию занятий кружка «Мягкая игрушка», определить её степень эффективности в развитии творческих способностей учащихся 3 класса. 3.Сформулировать выводы и рекомендации на основе научного анализа полученных результатов исследования, подготовить и оформить материалы исследования к защите дипломной работы. Общие понятия о творческих способностях Теплов Б.М. Творческие способности - определённые индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения. Творческие способности - свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. Шадриков В.Д. Общие понятия о творческих способностях Общие понятия о творческих способностях Творческие способности учащихся - это комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющих способность к творчеству Творческие способности - способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта Мотков О.И. Хуторской А.В. Общие понятия о творческих способностях Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.В словаре Ожегова С.И. следующие определения творчества и способности: творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Способность - природная одаренность, талантливость. Общие понятия о творческих способностях Характеристика базы опытно-экспериментальной работы Исследование проходило в 3 «А» классе МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 3 г. Йошкар-Олы», в классе 26 учеников. В экспериментальную группу входили 10 девочек данного класса. В контрольную группу входили 10 учеников этого класса. Из них 6 девочек и 4 мальчика.Условия обследования были для всех детей одинаковые. Исследование проводилось во внеучебное время. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей 3 «А» класса на занятиях кружка «Мягкая игрушка» Кружковые занятия проходили во внеучебное время один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40-45 минут. подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования;правила техники безопасности;рабочему месту ;намеченного дня и часа его функционирования;индивидуальность. Описание серии занятий кружка «Мягкая игрушка» Экспериментальная работа по развитию творческих способностей у учащихся 3 «А» класса на кружковых занятиях Формирующая работа проводилась на занятиях кружка «Мягкая игрушка».План работы кружка включает в себя 8 занятий по шитью, способствующих, по нашему мнению, развитию творческих способностей у учащихся 3 «А» класса. Диагностирующее средство исследования Батарея тестов Торренса Э.П. и Гилфорда Д.П. «Творческое мышление» Исследование уровня развития творческих способностей Образовательная программа кружка «Мягкая игрушка» для учащихся 3 класса Конспекты занятий Планирование кружка «Мягкая игрушка» Динамика уровня развития творческих способностей(по показателю беглость) у детей контрольной группы до и после эксперимента по методике Э.П. Торренса « Батарея мышления» Результаты исследования Динамика уровня развития творческих способностей (по показателю гибкость) у детей контрольной группы до и после эксперимента по методике Э.П. Торренса « Батарея мышления» Результаты исследования Динамика уровня развития творческих способностей (по показателю оригинальность) у детей контрольной группы до и после эксперимента по методике Э.П. Торренса « Батарея мышления» Результаты исследования Динамика уровня развития творческих способностей (по показателю беглость) у детей экспериментальной группы до и после эксперимента по методике Э.П. Торренса « Батарея мышления» Результаты исследования Динамика уровня развития творческих способностей (по показателю гибкость) у детей экспериментальной группы до и после эксперимента по методике Э.П. Торренса « Батарея мышления» Результаты исследования Динамика уровня развития творческих способностей (по показателю оригинальность) у детей экспериментальной группы до и после эксперимента по методике Э.П. Торренса « Батарея мышления» Результаты исследования Показатели достоверности различия в уровнях развития творческих способностей у детей экспериментальной и контрольной групп (в значениях t – критерия Стьюдента для зависимых выборок) Результаты исследования Показатели достоверности различия в уровнях развития творческих способностей в начале и в конце эксперимента (в значениях t – критерия Стьюдента для независимых выборок) Результаты исследования Выводы По результатам математической обработки можно сделать вывод, что различие полученных результатов в начале и в конце эксперимента не случайны, а вызваны включением детей в специально организованную кружковую работу по шитью мягких игрушек. Это дает полное право утверждать, что занятия нашего кружка позитивно повлияли на развитие творческих способностей детей экспериментальной группы и сделать следующие рекомендации группам заинтересованных лиц: Заключение Результаты моего исследования подтвердили достоверность выдвинутой мной гипотезы. Я убедились, что творческие способности у детей младшего школьного возраста можно развивать, используя специальную систему разработанных занятий, в частности, по шитью мягких игрушек.