Итоги реализации программы исследования уровня готовности школьников к школьному обучению


Итоги реализации программы исследования уровня готовности школьников к школьному обучению Учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 п.Новый Ургал Батеева Оксана Анатольевна Стартовая психолого-педагогическая диагностика готовности первоклассников к школьному обучению Цель: получить начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в школе Психологическая готовность – это взгляд на перспективы обучения ребенка – успешность или неуспешность – с точки зрения различных аспектов психического развития. Педагогическая готовность - совокупность умений (то есть, владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог. Параметр для сравнения Психологическаяготовность «Педагогическая» готовность Содержание понятия Совокупность показателей развития, свидетельствующих о зрелости или незрелости психических процессов Совокупность умений, свидетельствующих о наличии у ребенка возможности обучаться в специально создаваемых для этого образовательных ситуациях. Кем изучается и оценивается Изучается и оценивается психологом. Изучается и оценивается педагогом. Направления использования результатов Коррекционно-развивающая работа с ребенкомРекомендации учителю по построению индивидуальной работы. Учет полученных данных при проектировании темпа прохождения программы, сценировании уроков, разработке индивидуальных заданий. Готовность Инструментальный компонент Личностный компонент Наблюдательность Мыслительные способности Контрольные умения Коммуникативные умения Мотивация и ценностное отношение к знанию Параметры психолого-педагогической диагностики уровень сформированности компонентов учебной работы методики «Графический диктант» уровень самооценки методика «Лесенка» тип психического развития детейметодика «Раскраска» уровень развития наглядно-образного мышленияМетодика «Рисунок человека»уровень развития произвольного внимания методика «Домик»мотивы ученияметодика «Внутренняя позиция школьника» Результаты диагностики уровень сформированности уровень самооценкикомпонентов учебной работы ов- особо высокий- 84% ВО-завышенная – 79% с-средний -8% Н-норма -17% н-низкий – 8% н-низкий – 4% уровень развития мотивы учения произвольного вниманияВ –высокий -46% У- учебный -79%С- средний – 33% И –игровой -13%НС- ниже среднего – 16% С –социальный -8% учителями для определения общего уровня развития учащихся; для построения взаимодействия с каждым ребенком, минимизируя имеющиеся риски и усиливая индивидуальные ресурсы первоклассников;Создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий;Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы, внести корректировки в тематическое планирование, в план воспитательной работы. Осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам уменийСоставить планы для работы с одарёнными детьми, расширить тематику родительских собраний.Получить профессиональную консультацию по вопросам обучения ряда детей у профильных специалистов (психологов) Использование результатовисследования родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе;Возможность взглянуть на ребенка «со стороны»;Скорректировать свое воспитательное воздействие на ребенка;Занять активную позицию в построении индивидуальной траектории развития ребенка. психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребенка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником; Актуальные вопросы для обсуждения с родителями первоклассников 1. Адаптация к школе и ее цена: поможем стать успешным учеником.2. Как формируется самооценка первоклассника.3. Как помочь ребенку найти друзей.4. Режим дня – для детей и родителей.5. Тревожный ребенок – как ему помочь.6. Как помочь адаптироваться в школе подвижному ребенку.7. Что делать, если ребенок не успевает в одном темпе с другими.8. Питание и успешная адаптация в школе.9. Школьные уроки «без слез», как подготовить ребенка к самостоятельной работе дома.10. Свободное время – как эффективно использовать. Работа по формированию УУДДля формирования личностных УУД:-подведение итогов урока-творческие задания-мысленное восприятие картины, ситуации, мультфильма-самооценка события, происшествия;Для формирования познавательных УУД:-«найди отличия»-«на что похоже?»-поиск лишнего-упорядочивание-«хитроумные решения»- составление схем -опор Для формирования регулятивных УУД:- «преднамеренные ошибки»-поиск информации в предложенных источниках-взаимоконтроль-заучивание материала наизусть в классе-взаимный диктантДля формирования коммуникативных УУД:-составь задание партнёру-отзыв на работу товарища-групповая работа-диалоговое слушание Литература Битянова М.Р. «Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагогаКовалева Г.С «Готовность первоклассников к обучению в школе»Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО,2001