Нормативно-правовая база введения ОРКСЭ


Нормативные документы (обратить внимание) Закон «Об образовании РФ» ( 29 декабря 2012 г. №273-Ф3) ст. 87Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РоссииФГОС ООПриказ Минобрнауки (18 декабря 2012 г. №1060 о внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт НОО Закон «Об образовании» В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). (ст.87, п.1) Концепция духовно-нравственного воспитания цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества, конфессиями. Основные задачи реализации содержания ОРКСЭ (ФГОС) Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»Модуль «Основы мировых религиозных культур»Модуль «Основы православной культуры»Модуль «Основы исламской культуры»Модуль «Основы буддийской культуры»Модуль «Основы иудейской культуры» В соответствии с требованиями ФГОС ДНВ ОРКСЭ ОПК(факультативы, кружки, элективные курсы) Программа внеурочной деятельности (по направлениям) Урочная деятельность Внеурочная деятельность Не религиоведческие(факультативы, кружки, элективные курсы) 1. 2. 3. 4. Модули Проектная деятельность, социальные акции, экскурсии и т.д. Воспитательная работа Светское и религиозное образование Религиозное образование Светское образование Обучение религии Религиозные культуры Догматы, учения Живопись, архитектура и т.д. В школе не осуществляется Осуществляется в школе Светский характер образования – образование, не связанное с обучением или навязыванием какой-либо религии или нерелигиозных идеологий, в том числе секулярных квазирелигий, не направленное на профессиональную подготовку служителей культа, а также катехизацию и «воцерковление» либо аналогичные формы привлечения обучаемых в религиозное объединение в нехристианских религиозных объединениях, не включающее в себя проведения богослужений, религиозных обрядов или церемоний.Религиоведческое образование ставит своей целью распространение научных знаний о религии как социальном явлении, обучение научным методам изучения религии. Оно стремится к воспитанию мировоззренчески, религиозно и национально терпимой личности, обладающей широким культурным кругозором и навыками доброжелательного общения с людьми иных национальностей, религиозных взглядов и мировоззренческих позиций. Светское и религиозное образование Религиозное образование (катехизация)Вхождение в сознательную жизнь церкви как сообщества верующихЕго результат - воцерковление, в образном описании – человек религиозныйВ школе не осуществляется Религиоведческое образование Изучение религии как части культуры - это своеобразное получение информации о сущности религии как духовного учения, о транслируемых ею нравственных ценностяхРезультатом этого феномена являются знания; в образном описании – человек знающийОсуществляется в школе Религиозное образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый на основе определенного религиозного вероучения в интересах религиозного объединения и личности, сопровождающийся приобретением знаний о религиозном вероучении, религиозной практике, культуре и жизни религии и представляющего ее религиозного объединения, формированием качеств личности и образа жизни человека на основе соответствующего религиозного вероучения, в том числе присущих ему нравственных ценностей. Существующие точки зрения на соотношение культуры и религии религия как ядро культуры - А.С.Хомяков, О.П.Флоренский, Н.Бердяев, О.Г.Флоровский; религия и культура как антагонистические силы - Д.Дидро, К.Маркс, В.И.Ленин; культура и религия как взаимодействующие и взаимообогащающие направления - Г.Н.Волков,Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров) Преподавание знаний о религии в светской школе: европейский опыт правового регулирования Религиозное образование организуется и контролируется религиозными общинами, которые берут на себя подготовку и отбор преподавателей, определение программ и апробацию учебников(Австрия, Бельгия, Кипр, Испания, Греция, Мальта, Польша, Португалия, Чешская Республика). Условием для организации группы конфессионального обучения в светской государственной школе является наличие у данной конфессии официального права на ведение образовательной деятельности(или конкордата с государством); наличие определенного минимума желающих обучаться. Минимальное количество учащихся в группе обычно устанавливается в пределах 7–13 человек (в Польше– 7, Германии – 8–12, Австрии– 10, Болгарии – 13). 1 подход в преподавании в государственных школах знаний о религии В школах официально (конституционно, специальным законом, на основе положений заключенного между государством и конкретной религиозной организацией договора, распоряжением органа управления образованием) введен и реализуется самими школами учебный курс религиозного образования: от курса обучения религии (учебные предметы «Закон Божий», «Коран» или аналоги) до обязательного для всех учащихся религиозно-культурологического курса. Предоставляется возможность замены данного курса на альтернативный учебный курс иной конфессиональной направленности или этический курс нерелигиозной направленности. В качестве примеров можно привести Германию, Швейцарию, Финляндию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Испанию, Италию, Ирландию, Румынию, Польшу, Эстонию. Религиозное образование финансируется государством и может осуществляться как штатными преподавателями, так и специалистами, которых светская администрация образовательного учреждения или органа управления образованием выбирает из списка кандидатов, представленных религиозной организацией (Испания, Италия) 2 подход в преподавании в государственных школах знаний о религии Преподавание знаний о религиях осуществляется преимущественно в рамках обязательных гуманитарных курсов (исторические, литературоведческие, обществоведческие и языковедческие дисциплины, география, философия). Обучение религиозными организациями учащихся государственных школ религии («Закон Божий» и аналоги) разрешается в специально выделенный день вне рамок обязательной образовательной программы, утвержденной государством, иногда– и вне государственных школ. В качестве примера можно привести Францию(за исключением Эльзаса и Мозеля) и Венгрию. Но и в этих странах обсуждается возможность введения отдельного курса углубленного изучения культуры религии, не направленного на катехизацию или воцерковление (или иной аналогичный этому результат в нехристианских религиях), на вовлечение учащихся в религиозные объединения, то есть по типу, указанному в пункте 1 выше.