Презентация на тему Направления работы педагога-психолога с педагогами ДОУ


Free Powerpoint Templates Направления работы педагога-психолога с педагогами ДОУ:тренинговая и индивидуальная работа Направления работы психолога: Психологическое просвещение — формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития;Психологическая профилактика — разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей. Психологическая диагностика – получение своевременной информации, необходимой для оказания психологической помощи, выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей; Развивающая и психокоррекционная работа — активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, участие в разработке, апробации и внедрении комплексных медико-психолого-педагогических и коррекционных программ; Психологическое консультирование — консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей Тренинг - это форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков; тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. Тренинг в ОУ Тренинг — это групповая форма работы с педагогами, учащимися, родителями, которая в основном в рамках ОУ имеет свою главную цель - развитие компетентности общения ( Овчарова Р.В.) Предметом труда педагога является другой человек, а одним из основных средств труда — общение. Коммуникативные способности педагога (умение адекватно воспринимать другого, точно передавать ему информацию и переживания через слово, интонацию речи, мимику, пантомимику, поведение), как правило, развиты слабо. Цель социально-психологического тренинга (Т-группы) — развитие социального интеллекта, навыков профессионально-педагогического общения. У участников группы расширяются знания о том, как их воспринимают, какие формы их поведения вызывают одобрение, какие — неприятие окружающих. Кроме того, у участников группы развивается способность понимать других людей, их взаимоотношения, они учатся прогнозировать межличностные события. Структура тренинга Группа не более 25 человек, оптимальное количество 7-9 человекДлительность одного сеанса до 1,5 часаОриентировочно состоит из 3 частей: первая - обсуждение правил, вводная лекция по теме, вторая – собственно тренировочная - система упражнений, направленных на развитие чего-либо, третья – анализ или обратная связь. Исходя из задач ФГОС, а так же актуальных запросов администрации и анализа педагогической среды, педагог-психолог формирует темы тренинговой и консультативной (групповой) работы с педагогами. Примерные темы:1. Одним из основных направлений работы по ФГОС является инклюзия (дети с ОВЗ), не все педагоги компетентны даже информационно в данном вопросе, не говоря о психологической готовности обучать и воспитывать «особенного» ребенка. Поэтому данная тема является одной из актуальных для консультативной и тренинговой работы;2. Тренинги, направленные на профилактику профессионального выгорания;3. Тренинги, направленные на снятие стресса и психологическую разрядку (так же являются профилактическими и влияют на здоровье коллектива в целом);4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и личностной проработки;5. Тренинги, направленные на адаптацию педагогов к друг другу, администрации, специалистам («командообразование» - тренинги на сплочение коллектива)6. Обучающие тренинги (в прямом смысле тренировка каких либо умений, навыков) Индивидуальная работа с педагогами Психологическое консультированиеПсихологическое просвещениеПсихопрофилактика Психологическое консультирование Психологическое консультирование (в системе дошкольного образования) – система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера (Марцинковская Т.Д.). Цель психологического консультирования педагогов ДОУ – способствовать становлению культурно-продуктивной личности, обладающей чувством перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. Позиция психолога по отношению к педагогу – помощь в осознании и решении проблемы (но не решение проблем за него!) Психологическое просвещение Это повышение психологической культуры педагогов, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.первым объектом внимания психолога должно стать формирование адекватной социальной перцепции, т. е. восприятия, членами педагогического коллектива его функций и сфер деятельности. Это возможно через:- повышение психологической компетентности педагогов; - расширение знаний основ педагогики у психологов. Формы работы разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные беседы, наглядная агитация, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы, организация деловых игр, семинаров-практикумов, «круглых столов», дискуссий, курсов повышения квалификации и др. Психопрофилактика Психологическая профилактика – это целенаправленная, систематическая работа психолога по: предупреждению возможных психолого-социальных проблем; выявлению объектов группы риска (по разным основаниям); созданию благоприятного психологического климата как в педагогических, так и в детских коллективах. Направления психопрофилактической работы:1. Работа по адаптации субъектов образовательного процесса к условиям новой социальной среды; 2. Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации. 3. Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ. 4. Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. Рекомендуемая литература по данной теме: 1. Веракса, Гуторова «Практический психолог в детском саду»2. Дубровина И.В. «Практическая психология образования» 3. Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология»4. Овчарова Р.В. «Технологии практического психолога образования»5. Овчарова Р.В. «Практическая психология образования»6. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога: учебное пособие»