Презентация октрытого урока по истории на тему Эпоха Петра Первого(повторительно-обобщающий урок)


Эпоха Петра IПовторительно-обобщающий урок Цель урока: закрепление знаний и дидактического принципа прочности знаний, их систематизация – приведение усвоенных учащимися знаний и понятий в систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между её элементами. То академик, то герой,То мореплаватель, то плотник,Он всеобъемлющей душойНа троне вечный был работник.(А.С. Пушкин)Начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни.(А. С. Пушкин) А.П.Антропов «Петр I»(1770) 1. Задание. Выбрать из списка прилагательные, которые охарактеризовали бы личность Петра I. Продолжить список- сильный- любознательный- трудолюбивый- … 2. Задание. Работа с картой. На слайде дан фрагмент исторической карты, относящийся к изучаемому нами периоду, конец XVII- начало XVIII вв. Вам необходимо будет найти заданные мной населенный пункты и объяснить их чем они знамениты.1)Азов2)Нарва3)Лесная4)Полтава5)Гангут6)Ништадт 3. Задание. Соотнести понятие и определениеа) рекрут;б) коллегии;в) губернии;г) подушная подать;д) работные люди.1) общее название рабочих на промыслах и в промышленности;2) административно-территориальная единица, установленная в России по указу Петра I от 18 декабря 1708 г.;3) центральные государственные учреждения в России XVIII в., учрежденные Петром I вместо приказов;4) лицо, принятое на военную службу по найму или по воинской повинности;5) налог, который взимался с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста 4. Задание. Работа с текстами в группах, по заданиям: выскажите свою оценку.Историки о Петре I"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев) "Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков) "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский) 1) На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.2) В чем суть позиции И.С. Аксакова?3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?4) Что привлекает историков в личности Петра I?5) Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками? 5. Задание. Народные потрясения. Перед вами 5 выступлений XVIII века. Определить, какое восстание здесь лишнее и почему 1. Астраханское восстание2. Восстание Кондратия Булавина3. Башкирское восстание4. Восстание Степана Разина5. Выступление раскольников6. Выступление «работных людей» 6. Задание. Исправьте не менее пяти ошибок в тексте. Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Портным запрещалось шить западноевропейскую одежду. Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского (западноевропейского) покроя. Горожанам (всем) было запрещено (приказано) брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли не брить бороды. Портным запрещалось (велено) шить западноевропейскую одежду. 7. Задание. « Пиши грамотно»1. М (А, О) Н (О, У) ФАКТУРА.2. М (И, Е) РК (А, О) НТ (И, Е) ЛИЗМ.3. ПОСЕ (С, СС) ИО (Н, НН) ЫЕ КРЕСТЬЯНЕ.4. А(С, СС)АМБЛЕЯ.5. РЕГ(Е, И)(НТСТВО, НСТВО)6. К(О, А)ЛЛЕГИЯ 8. Задание. « Знаешь ли ты даты»1)начало правления Петра2)второй Азовский поход: взятие Азова3)Великое посольство4)основание Санкт-Петербурга5)Астраханское восстание6)восстание под предводительством К. А. Булавина7)сражение у деревни Лесной8)областная реформа: страна была разделена на 8 губерний9)Полтавское сражение10)создан Сенат(высшее правительственное учреждение)11)Прутский поход12)Указ о единонаследии: поместье приравнивалось к вотчине.13)Гангутское сражение14)открытие Кунсткамеры15)сражение у острова Гренгам16)Ништадский мир17)Пётр1 получил титул «Великого» и «Отца Отечества».18)создан Синод19)Табель о рангах20)Указ об учреждении Академии наук и художеств 9.Задание. Вставьте в текст пропущенные имена и даты. После смерти в _____году царя ________новыми правителями стали малолетние ________ и _________. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры ___________. В ______ году царевна _________ была свергнута. В_________ году скончался ________ и ___________ стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием _________ стал поход в __________ году на Азов. КЛЮЧ. После смерти в 1682 году царя Фёдора новыми правителями стали малолетние Иван и Пётр . Однако фактически власть оказалась в руках их сестры Софьи . В 1689 году царевна Софья была свергнута. В 1696 году скончался Иван и Пётр1 стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием Петра стал поход в 1695 году на Азов. 1)В прошлые века ордена и награды в России носили девизы. Например: “За доблесть”, “За отвагу”, “За храбрость” и т.д. Они точно указывали, какие человеческие качества увековечивал данный орден. Какую заслугу перед Россией прославил Петр I, учредив орден, девизом которого стали слова “За любовь и Отечество”? (Орден Святой Екатерины был учрежден в честь жены Петра, которая во время Прутского похода в 1711 году подкупила турецкого визиря и тем самым спасла Петра и Россию от турецких войск.)Знаете ли Вы:
2)В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для поклонов.)Знаете ли Вы:
3)Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (При Петре I были учреждены ордена для новорожденных детей царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на голубой ленте, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.)Знаете ли Вы:

4)Какой год в истории России был самым коротким и почему? (Самым коротким был 1699 год в связи с переходом на празднование Нового года с 1 января 1700 года.)Знаете ли Вы: 5)127 человек подписали смертный приговор царевичу Алексею и только один и один приближённых Петра I не подписал его, мотивировав свой отказ тем, что «рождён служить государю, а не кровь его судить!». Назовите имя приближённого Петра I.( Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев)Знаете ли Вы:

Д/З(на выбор): написать синквейн к теме урока «Эпоха Петра I» или написать сочинение «Петр I – великий реформатор или великий тиран?» Спасибо за внимание!