Презентация по истории на тему: Русский крепостной театр (1 курс СПО)


Театр крепостных в РоссииXIX векНорильский техникум промышленных технологий и сервисаПреподаватель истории и обществознанияШавлохова Несипхан Казмухаметвна Сегодня в Москве насчитывается около 150 театров всех видов и жанров – от классического Большого театра оперы и балеты, до театров оперетты, музыки, танца, многочисленных драматических театров, не говоря уже о кукольных и детских театрах. Откуда же появилось такое разнообразие? Крепостной театр в России существовал на протяжении примерно столетия ( с середины 18 в. До середины 19 в.) Крепостной театр был двух типов – усадебный и городской. Городские театры представляли собой хорошо устроенные помещения с большим репертуаром, с большой труппой артистов, с детства подготавливаемых к театральной деятельности, оркестром, балетом, хором и солистамиК этому же типу относятся и так называемые «балаганные театры», показывавшие свои спектакли на больших ярмарках… Ко второму типу относятся усадебные театры, носившие замкнутый характер – для забавы самих господ и приглашенных гостей Малый театр М.С.ЩепкинС.МочаловЕ.Семенова«единодержавная царица трагической сцены» А.С.Пушкин Первые попытки создания русского театра по западноевропейскому образцу предпринимались при дворе царя Алексея Михайловича в московском Кремле. Устройством и организацией этого театра занимался боярин Артамон Матвеев, глава Посольского приказа. По его приказу пастор немецкойслободы Иоганн Готфрид Грегори написал пьесу об истории Эсфири и набрал актёров из московских бедняков. Первый спектакль был дан 17 октября 1672 года и продолжался 10 часов. Царь остался очень доволен, но после, вместе со всем двором, сразу отправился в баню, чтобы смыть грех от созерцания небогоугодного зрелища. Этот первый театральный эксперимент прекратился после кончины царя, всего через четыре года.   И всё же, постепенно театр завоёвывает поклонников в среде боярства в XVII веке и затем – среди придворных Петра I. Мода содержать домашние театры всё больше распространяется в высшем свете, и во второй половине XVIII века появляется феномен крепостных театров, которые устраивались в богатых домах или загородных поместьях знатных вельмож. В конце XVIII в. в одной только Москве существовало около 15 частных домашних театров, со своими оркестрами, певчими, танцовщиками, актёрами и актрисами из крепостных.Из этой среды вышли многиевыдающиеся русские актёры, такие как Михаил Щепкин, имя которого носит Малый Театр в Москве, или актриса графов Шереметьевых Прасковья Ковалёва-Жемчугова, ставшая впоследствии женой графа Николая Петровича Шереметева. Крепостные актёры, европейски образованные, но, в то же время, оторванные от крестьянской среды, талантливые, но не свободные, часто становились заложниками собственной судьбы и прихоти своего господина, способного выменять их на «борзые три собаки» (Грибоедов Горе от ума). О трагическом конце многих молодых дарований можно прочесть и у Герцена в Сороке-воровке (1848), и у Лескова в Тупейном художнике (1883). Указ императрицы Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года об учреждении в столице русского театра (Александринский театр) положил начало структуре Императорских театров России. Под эгидой Императорских театров стали постепенно объединяться уже существовавшие антрепризы, в частности в их состав вошла труппа Волкова, а также создаваться новые театры. Именно с этого времени женские роли на сцене доверили актрисам. Первыми русскими актрисами стали Марья и Ольга Ананьины и Аграфена Мусина-Пушкина, все они вскоре вышли замуж за актёров из Ярославля. А теперь дамы и господа,Так как время нашего показа весьма и весьма затянулосьПерейдем к русскому театру крепостных XIX века Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Другие имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов У русского драматического театра один только я. Я - все: и академия, и меценат, и защита. А.Н.Островский 1884год экскурс в историю Русский театр крепостных Xix век Создатель русского национального театра, Островский очень любил актеров, высоко ценил их душевное благородство и возвышенный образ мыслей. Комедия «Лес» (1870)ТЕАТР В ТЕАТРЕ Произведение это, мы не раз имели возможность прочесть и изучить,Но все же, давайте тезисно вспомним основнуюПроблематику комедии, а точнее конфликты в ней описанные. Главные герои пьесы «Лес» — актеры Несчастливцев и Счастливцев, трагик и комик. Они лицедеи, «комедианты». Но именно им, а точнее, Геннадию Несчастливцеву, свойственны высокие душевные порывы, сострадание, чувство справедливости. Комедия «Лес» — это показ сложных социальных процессов, происходящих в обществе в пореформенное время. Разоряются дворянские имения. Помещица Гурмыжская бесхозяйственно распродает лес: недаром её усадьба называется «Пеньки». Её избранник, более чем вдвое её моложе, конечно, тоже не будет рачителен. Гурмыжская - деспот и тиран под личиной добропорядочности, об этом в минуту искренности говорит даже преданная ей ключница Улита. Богатая Гурмыжская отказывает в приданом бедной родственнице Аксюше, а Несчастливцев отдает последние деньги и устраивает её судьбу. Социальный конфликтЭкспозицияЗавязкаКульминацияРазвязкаЭтому эгоистическому миру в пьесе противопоставлены гуманные, благородные герои-труженики. Их притесняют богатые и властвующие.Атмосфера произвола, грубого эгоизма, цинизма заражает и калечит нравственно слабых людейхищнические свойства буржуазии"Было бы только земли побольше, да понимать свой интерес, помещичий, а то и без ума можно прожить-с!"





Нравственные принципы"Счастье дороже денег", беден, горд, солидарен с себе подобными; с чувством собственного достоинства; пафосный."Люди мешают быть счастливой, люди, которые власть имеют" "Нужда да неволя уж очень душу сушили. С детства грызёт горе да тоска. Утопиться:" торжествуют нравственные принципы Несчастливцева, который уходит из мира "леса" на вольный простор театральной жизни, вынося суровый приговор этому миру:


Трагик Несчастливцев — по рождению дворянин, племянник Раисы Павловны, волею судеб ставший актером, дает оценку «лесным» нравам: «Как мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец». «Лес» положил начало своеобразной трилогии об артистической среде, куда также вошли пьесы «Таланты и поклонники» и «Без вины виноватые». В 1863 году на юбилее писателя актеры с благодарностью преподнесли Островскому серебряный венок. А. Н. Островский умеет «заглянуть в самую глубь души человека». Н.А.ДОБРОЛЮБОВ РефлексияЗапишите 10 слов, ассоциирующихся со словом «театр» РефлексияКаково значение следующих слов:Суфлер ГрацияИнтонацияДебютКомпромиссОрганНевежаРасприДрамаИдеалКрепостное правоКрепостнойКрепостник РефлексияКаково значение следующих слов:Суфлер – работник театра, подсказывающий слова артистам во время представленияГрация – изящество, красота в движениях Интонация – повышение и понижение тона припроизношенииДебют – первое или пробное выступление на сценеКомпромисс – соглашение на основе взаимных уступок Невежа – грубый, невоспитанный человекРаспри- ссоры, раздорыДрама – литературное произведение с серьезным сюжетомИдеал – то, что составляет высшую цель стремленийКрепостное право – система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца, крестьянина, от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.Крепостной - тот, кто является собственностью помещика-крепостникаКрепостник – помещик, сторонник крепостного права РефлексияКогда в России появились первые театры?Какие два типа крепостных театров вам известны?С какой целью создавались усадебные театры?Кто является основателем русского театра?Почему произведения А.Н.Островского мы называем «театр в театре»?Какие социальные противоречия рассматривает комедия «Лес»?Что для вас было необычным в сегодняшнем уроке?Что вас заинтересовало?