Презентация на тему: Волшебство математики


Проект на тему: «ЗНАЙ НАШИХ!»Выдающийся донецкий учитель - новаторШаталов Виктор ФёдоровичОтдел образования администрации Киевского района г. ДонецкаДонецкая общеобразовательная школа I – III ступеней № 53.ДОНЕЦК - 2016 Цель: воспитывать интерес учащихся к изучению математики и расширять познания математической истории учителей-новаторов родного края, а именно нашего земляка В.Ф. ШаталоваЗадачи: Заинтересовать учащихся предметом математики и наследием учителя-новатора Шаталова В.Ф.Познакомить учащихся с биографией В.Ф. Шаталова Донести до учащихся саму идею «Шаталовской системы преподавания математики»Показать, как данная система преподавания помогает формировать навыки самообразования и самореализации личности в условиях современной школы. Рецепт успеха ученика прост: во-первых, нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения;во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять. Виктор Фёдорович ШаталовДевиз педагога:«Все дети способны успешно овладеть школьной программой» Заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения Академии Педагогических наук СССР в Донецке. Профессор Донецкого института социального образования. Разработал систему эффективного обучения, построенной на базе педагогики сотрудничества, обучения с использованием опорных сигналов, взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Проживает в Донецке.   Имеет более шестидесяти опубликованных книг, многие из них переведены на 17 языков. Ученый, педагог-новатор, народный учитель СССР, заслуженный учитель Украины, почётный доктор академии педагогических наук Украины, почетный президент итальянской литературно-исторической ассоциации Данте Алигьери, кавалер ордена «Николая Чудотворца» за приумножение добра на Земле, ордена Дружбы (Указ Президента РФ от 19.11.2007г.), лауреат премии Сороса. Виктор Федорович Шаталов родился 30 апреля 1927 года в г. Сталино (ныне г. Донецк). С рождения болел неведомой врачам болезнью, от которой за два года до его рождения умер его брат и спустя два года после его рождения умерла сестра. Виктора, тяжелобольным малышом перевезли в Курск и там, его бабушка Анна Семеновна вместе со всем селом лечили. Для укрепления здоровья семья много путешествовала и вывозила малыша к лесным озерам и рекам, предпочитая их пионерским лагерям и домам отдыха. Все детство Виктор был страшнымВо время Великой Отечественной Войны, в декабре 44-го, вместе с группой девятиклассников ушел на фронт и героически сражался за Родину. Имеет множество наград.непоседой, что много раз приводило к смертельным угрозам. Учился слабо и закончил семь классов. Родители пытались определить юнца в школу юнг, но не сложилось – Виктор поступает в восьмой класс. В военные годы во время службы в армии начал увлекаться точными науками. После войны поступил в Владивостокский педагогический институт на физико-математический факультет. Вернулся в Донецк специалистом и с 1951 года он начал карьеру учителя в родном городе. В 1953 г. он окончил Сталинский (Донецкий) пединститут. После этого учитель в 26 лет становится директором школы, активно занимается спортом, внедряет в жизнь творческие идеи по развитию школы и при этом активно привлекает к данному процессу своих учеников. Проработав несколько лет, молодой математик начал задумываться о том, почему ученикам трудно даются точные науки? Наблюдая за детьми он сделал вывод: дело не в глупости учеников, а в некоторых неточностях преподавания. Учеников заставляют зубрить сложные правила и формулы, а не учат мыслить логически. А ведь точные науки построены на логике. Исходя из своих наблюдений, Шаталов по-новому подходит к подаче знаний. С 1956 года он организовывает экспериментальные классы и работает в них по своей методике. Начал применять ее в свободное время 2 раза в неделю. Уже первый такой экспериментальный класс из 33 человек в школе Шаталова изучил полный курс школы на 2 года раньше программы и показал блестящие результаты. В ВУЗы поступило 100% его учеников, причем более половины (17 учеников) получали повышенные стипендии. Работая нелегально по этой методике, Шаталов тем самым углублял и обобщал ее все последующие годы. Данная работа дала свои результаты, и уже 3 ноября 1971 года в газете  «Комсомольская Правда» появилась статья Симона Соловейчика «Метод Шаталова», которая направила движение педагогической общественности на новое русло. Виктор Федорович Шаталов представил на всю страну свою авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителям можно научиться преподавать успешно для всех детей. С 1973 г. В. Ф. Шаталов стал научным сотрудником Научно-исследовательского института педагогики Украины, а с 1985 г. — членом Академии педагогических наук СССР. В 1987 г. назначен заведовать лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. Несмотря на все это Шаталов продолжал сочетать исследования и эксперименты с преподаванием в школе.В этот период учителя-реформатора отметили наградами:заслуженный учитель УССР (1987);народный учитель СССР (1990);орден Знак Почёта; С 1992 г. он был приглашен работатьдоцентом Института последипломного образования в Донецке. Сергей Николаевич. Обучение в школе проходит в дни каникул и по выходным, курсы рассчитаны на 7 дней интенсивного обучения. При этом все уроки являются открытыми: родители могут наблюдать за процессом обучения по прямой видеотрансляции. Курсы рассчитаны на все группы учеников: от дошкольников до старшеклассников.Школа выпускает собственные учебные материалы по всем предметам школьной программы: видеозаписи уроков с участием Виктора Шаталова, Шалвы Амонашвили, Софьи Лысенковой, методическую литературу, учебники и др., по которым учатся дети из других городов.В 2000 году в Москве при участии Виктора Шаталова было открыто учебное заведение для дополнительного образования, впоследствии получившее название «Школа-студия Шаталова». В школе преподают ученики и последователи Народного учителя СССР. Руководитель школы — ВиноградовШкола Шаталова Суть новаторства ШаталоваГлавной идеей метода Шаталова является привлечение ученика к изучению предмета, его обучение и воспитание. Он поэтапно формировал знания и способы деятельности:Первый этап – развернутое, образно – эмоциональное объяснение учителя конспектов отобранных для урока .Второй этап – сжатое изложение учебного материала по опорному конспекту.Третий этап – изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает в свой альбом.Четвертый этап - работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.Пятый этап- письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем урокеШестой этап – ответы по опорным сигналам( письменные и устные: тихие, магнитофонные, по листам взаимоконтроля и т. д.)Седьмой этап- постоянное повторение и углубление изученного материала ( организация взаимопомощи- «педагогический десант» не только одноклассниками, но и между младшими и старшими. Уникальность данной методикиГлавное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик — это получение знаний от общего к частному. При этом используются опорные сигналы и опорные конспекты. Они являются средством подачи учебного материала. Листы опорных сигналов помогают воспринять много информации в целостности, при этом осмыслить и запомнить ее. Так же данная методика с использованием опорных сигналов направлена на работу с каждым учеником, в этом и его эффективность. Эффективность заключается еще и в том, что данный метод развивает у детей привычку и закономерность готовиться к каждому уроку, причем эта подготовка ни сколько не становится для них тягостью или обузой. Скорей наоборот, своей оригинальностью, отсутствием сильных трудностей в исполнении метод Шаталова привлекает и завлекает учеников в целом и каждого ученика в отдельности. В целом суть педагогической системы В. Ф. Шаталова выражается в том, чтобы учащийся представлял, понимал, помнил и применял (4 П) свои знания в нестандартных условиях.  Система обучения В.Ф. ШаталоваВиктор Федорович разработал для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы оригинальную систему интенсивного обучения. Его методика принципиальный вклад в педагогическую науку и практику. Вся его система обучения построена по принципу уважения к личности школьника, гуманного отношения к нему. Он к каждому ученику подходит с оптимистической гипотезой, верит в его учебные способности, возможность усвоения любым школьником учебного материала на уровне «четверки» и «пятерки». Создавая доброжелательную обстановку на занятиях, Виктор Федорович вызывает у учащихся чувство уверенности в свои силы и успеха в учебной работе. Подчеркнем, что В.Ф. Шаталов на первое место в процессе обучения ставит воспитательную задачу, а также формирование у учащихсяобщественно ценных мотивов учения, любознательности, познавательных интересов и потребностей, чувства долга и ответственности за результаты учения. А уже потом следует задача учебно-познавательная. "предложения", объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным. Традиционные экзамены заменены работами по "листам группового контроля" и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий. Широко используются игровые формы учебных занятий. Система Шаталова позволила проходить полный курс общего среднего образования за 9 лет, при общей нагрузке не более 30 учебных часов в неделю. Она планируется так, что учащиеся сохраняют 2 свободных дня в неделю. Уроки физического воспитания обязательные в данной методике и проводятся ежедневно. В данной системе используются авторские учебные пособия, а также разнообразные нестандартные формы объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющие отказаться от ученических дневников и классных журналов. Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные Для проверки результатов метода педагог брал самых безнадежных двоечников. Объяснял просто: «Отличников учить легко. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой». Новации учителя приняли далеко не все, проще и привычнее было идти по проторенному пути. Зато сами школьники быстро убедились: учиться «по Шаталову» намного легче и интереснее, чем по старым учебникам. Вместо «двоек» у ребят стали появляться «пятерки», уменьшились прогулы. В чем же особенности шаталовского метода обучения детей? Он не делит учеников на сильных и слабых, у него все равны. Многие находки В.Ф.Шаталова используются не только учителями школ, но и педагогами вузов при обучении студентов. Этапы обучения по системе В.Ф. ШаталоваВсе элементы единой методической системы, взаимно дополняя, подкрепляя друг друга, становятся источником и условием поэтапного восхождения учеников по ступеням познания. В то же время дети включаются в процесс саморазвития, самопознания и самовоспитания. Ни одному элементу нельзя отдавать предпочтения, они действуют только вместе. Взаимодействие с родителямиПедагогика народного учителя работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома. Позитивное отношение к любым результатам учебы своего ребенка позволяет убрать страхи, добавить мотивации. Родители обязаны оказывать своему ребенку помощь, поддержку, уделять внимание, осуществлять контроль. По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически.Когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не только не нужна, она просто запрещена. Но поддержка мотивации со стороны родителей должна быть постоянной. При этом идет систематическое информирование родителей об успеваемости ребенка. Это исключает конфликты между школой и родителями Последователи ШаталоваСоратниками и последователями Шаталова стали известные своими методиками педагоги Давыдов и  Амонашвили.Сейчас работает школа-студия Шаталова в Москве под руководством профессора Виноградова. В ней преподают последователи Шаталова: Соколов, Данилович, профессор МГУ  Бердоносов, Чернавин, Первакова, Смирнова, Плеханова, Осипов, Лысенкова, Легасов, Менделеева, Шаламова. Результативность методикиБлагодаря методике В.Ф. Шаталова из общего количества выпускников начиная с 1969 г. десятки стали мастерами спорта, 64 кандидата наук, 12 докторов (физики, философии, медицины, педагогики).За 20 лет открытых экспериментальных исследований, ребята, работавшие на новой методической основе, не проиграли ни одной сопоставительной контрольной работы. Результаты иногда достигали соотношения 22:1.Элементы методики сейчас использую учителя России и ДНР. БиблиографияВ.Ф. Шаталов написал больше 60 книг: учебников, методичек, опорных конспектов, учебных пособий, педагогической и дидактической литературы. Многие из них переведены другие языки мира. Вывод Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что образовательная модель В. Ф. Шаталова является эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию.  О эффективности его методики обучения свидетельствует опыт многих педагогов, применявших «Шаталовский метод» в своей практике. К тому же данная методика может быть использована не только в преподавании математики, но и в преподавании многих других предметов, совершенно разных по направленности. Методика привлекательна для педагогов и для обучающихся тем, что она охватывает преобразованиями практически всю структуру обычного урока, который теперь из скучного и однообразного превращается в интересный и насыщенный учебный процесс. Благодаря использованию данной методики у учащихся возрастает интерес к учебе и соответственно повышается уровень знаний. Спасибо за внимание!